» » МЧС разработало автоковчег для эвакуации из радиоактивной зоны

МЧС разработало автоковчег для эвакуации из радиоактивной зоны

17-08-2015, 22:15

Эксперты отмечают, что в разных регионах России более тысячи объектов могут нести радиационную угрозу безопасности граждан

МЧС разработало автоковчег для эвакуации из радиоактивной зоны

Как выяснили «Известия», МЧС России получило на вооружение специальный мобильный комплекс для работы на радиоактивно-загрязненных территориях. Он состоит из трех грузовиков, выполненных на базе полноприводного армейского «Камаза»: машина радиационной разведки, спасательный транспорт и спецавтомобиль для расчистки завалов и очищения территории. Этот спасательный комплекс не имеет аналогов в мире и изготовлен специально для преодоления последствий как на месте старых техногенных катастроф (к примеру, зона Кыштымской и Чернобыльской аварий, Фукусимы), так и на случай появления новых очагов радиоактивного загрязнения.

Комплекс изготовлен в рамках федеральной целевой программы преодоления последствий радиационных аварий (действовала в 2011-2015 годах), рассказал «Известиям» Владимир Машков, начальник научно-исследовательского центра развития технологий ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России.

— Разработка комплекса началась три года назад. Изначально он создавался под нужды Челябинского отряда МЧС для преодоления последствий аварии на территории химкомбината «Маяк» [авария в хранилище ядерных отходов произошла в 1957 году, местность до сих пор загрязнена], — рассказывает Машков.

Первая машина выполняет функции радиационной разведки, для этого она оснащена спектрометрами, хроматографами, газоанализаторами, а также оборудованием для дегазации и дезактивации техники и различных объектов. Расчет автомобиля состоит из семи спасателей. Второй автомобиль служит непосредственно для защиты и эвакуации населения из зоны радиационного загрязнения. Этот грузовик несет специальный модуль, в котором до прибытия на место развертывания перевозятся особые медицинские палатки. Пневмокаркасная конструкция палаток позволяет достаточно быстро на местности развернуть мобильный госпиталь.

МЧС разработало автоковчег для эвакуации из радиоактивной зоны

— В палатках оказывается помощь гражданам: проводится антирадиационная обработка, выдается новая одежда. После чего автомобиль, выгрузивший палатки, отправляется обратно с населением, получившим первую помощь. За один раз такой автомобиль может перевезти до 20 пассажиров, помимо членов экипажа, — заметил Машков.

Особый интерес представляет из себя тентовое покрытие палаток и кунгов автомобилей, призванное защитить от воздействия радиации. Во всех случаях тент выполнен слоями: первый металлизированный слой — нитрид титана, затем микропористая мембрана, выполненная из термопластичной полиуретановой смолы, третий слой — тканевая основа из полиэфирного текстиля. Последний вдобавок пропитан жидким раствором цемента. Такой тент накрывают вторым тентом из тканевого материала, пропитанного консистенцией на основе жидкого полиуретана с добавлением в него смеси измельченной стеклянной крошки, слюды и свинцовой крошки или стружки.

Всего в мобильном госпитале может одновременно работать около 15 спасателей-медиков в течение 5 суток. Воздух внутри палаток постоянно очищается фильтровентиляционными установками, а для выхода наружу предусмотрены специальные 12-килограммовые костюмы с элементами свинцового покрытия.

Третий автомобиль — под названием «Помощник» — идет с прицепом, и он создан для аварийно-спасательных и поисковых работ среднего и тяжелого класса — когда разрушены серьезные бетонные конструкции. Непосредственно в грузовике находится пассажирский модуль на 30 человек и все спасательное оборудование (домкраты, гидравлические ножницы, бетонорез и проч.), а в прицепе находится средний мини-экскаватор с 5-метровой подъемной стрелой, культиватором и отвалом. В другом исполнении в прицепе может находиться два мощных генератора. Помимо прочего машина оборудована громкоговорителями и прожекторами для оповещения населения в радиусе до 500 м.

Все машины отличаются повышенной проходимостью, поскольку выполнены на основе армейского «Камаза-43118» с колесной формулой 6x6. Как и госпиталь, они оснащены фильтровентиляционным оборудованием и автономными генераторами электричества. При этом важным требованием при создании спасательных грузовиков была аэромобильность — возможность свободной погрузки в самолеты ИЛ-76 МЧС России. Полная стоимость комплекса оценивается на уровне 85-90 млн рублей.

— На данный момент у нас такой комплекс в полном составе стоит на вооружении главного управления МЧС по Челябинску, а также две машины есть в тульском спасательном центре, — рассказал Владимир Машков.

Эксперты сходятся во мнении, что появление комплекса эвакуации населения из зон радиоактивного загрязнения говорит о высоком внимании к этому вопросу.

— Опыт японской Фукусимы [авария на АЭС Фукусима произошла в 2011 году из-за землетрясения и последовавшего за ним цунами], что даже такая технологически развитая страна, как Япония, может оказаться в затруднительном положении. Во-первых, они не смогли предотвратить такое событие, во-вторых, у них не было никаких наработок по его ликвидации. Мы после аварии в Чернобыле в этом смысле сделали гигантский шаг на пути повышения ядерной и радиационной безопасности. Поэтому опыт, который демонстрируют наши ученые в этом комплексе, прежде всего важен как мировое достижение, — полагает Валерий Меньшиков, соруководитель программы по радиационной и ядерной безопасности Центра экологической политики России.

По словам Меньшикова, риск возникновения новых радиационных катастроф в России сохраняется.

— Надо быть готовым, потому что у нас более 1 тыс. локаций, где есть радиоактивная опасность. Сейчас идет очень серьезная работа по созданию приповерхностных или глубинных хранилищ радиоактивных объектов. Нужно понимать, что в этой зоне, возможно, придется работать, — отметил эксперт.

Технология многослойной защиты, примененная в тентах автомобилей, уже существовала и ранее, правда, эту наработку не применяли в виде мобильного комплекса спасения, рассказывает сотрудник Института радиационных и экологических исследований Андрей Пенизев.

— Обычно для работы в зоне с повышенным радиационным фоном у нас использовались армейская бронетехника, ее и в зоне Чернобыля очень много осталось. Так что машины с подобным покрытием и модульной структурой у нас, судя по всему, появляются впервые, — говорит Пенизев.

Помимо этого комплекса у МЧС есть автомобили «химико-радиационной разведки» на базе «Газели», «УАЗ-469», БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина), вездехода МТ-ЛБ, а также аварийно-спасательный автомобиль химической и радиационной защиты на базе грузовика Mercedes-Benz. В российских войсках машины радиационной защиты на основе БТР-80 и танка Т-72 несут службу до сих пор.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)