» » На коммуналку жители городов-миллионников тратят 6–8% от зарплаты

На коммуналку жители городов-миллионников тратят 6–8% от зарплаты

26-07-2015, 22:07

Учитывая уровень зарплат жители регионов тратят в два раза больше москвичей на услуги ЖКХ

На коммуналку жители городов-миллионников тратят 6–8% от зарплаты

Жители городов-миллионников тратят 6–8% от зарплаты на оплату услуг ЖКХ — содержание и ремонт жилого помещения, а также взносы на капремонт. В то время как москвичи и жители Санкт-Петербурга тратят порядка 3%. Как рассказал «Известиям» президент Ассоциации компаний обслуживающих недвижимость (АКОН) Сергей Креков, основную часть затрат в себестоимости обслуживания жилых домов составляет оплата труда, поэтому при расчете тарифов субъекты должны в первую очередь использовать показатель средней заработной платы в регионе. Тогда уровень цен в регионах необходимо уменьшить, а в Москве и Санкт-Петербурге, наоборот, увеличить, чтобы рынок «двух столиц» стал более привлекателен для частных компаний. С таким предложением АКОН планирует обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Минстрой России.

АКОН провело исследование по тарифам ЖКХ в городах-миллионниках, которая показывает, что тарифные ставки на коммунальные услуги не связаны со средней заработной платой населения в регионе. При этом по словам президента ассоциации Сергея Крекова, в структуре себестоимости обслуживания жилищного фонда 70% составляет фонд оплаты труда (ФОТ).

Так, например, в Москве средняя зарплата составляет 56,9 тыс. рублей. Тарифная ставка на содержание и ремонт жилого помещения установлена в размере 25,51 рублей за 1 кв. м, а размер взноса на капитальный ремонт — 15 рублей. Согласно данным Росстата, средняя площадь квартиры в России составляет 54,1 кв. м, то есть в среднем москвичи тратят около 3% своей зарплаты на услуги ЖКХ. Такой же процент от зарплаты уходит и у жителей Санкт-Петербурга, где содержание жилого помещения стоит 20,42 рублей, а размер взноса на капремонт — 2,5 рубля. В то же время жителям Нижнего Новгорода приходится отдавать 8% от заработанных денег — тариф на содержание 29,85 рублей и на капремонт — 6,3 рубля. Траты жителей других мегаполисов — Екатеринбурга, Перми, Самары, Казани, Новосибирска и Ростова-на-Дону в среднем составляет 5–6%.

— При формировании тарифов нужно учитывать структуру себестоимости, — говорит Креков. — Удельный вес ФОТа в издержках управления жилым фондом составляет 68–70%. Помимо этого, себестоимость включает в себя затраты на вывоз мусора, расходные материалы на клининг, на инженерию, налоги, обслуживание лифтов, радиоточку и антенну, прибыль УК (5–10%). Однако, как мы видим, сейчас тарифообразование к структуре издержек не имеет никакого отношения.

Ассоциация считает эталонным вариантом Ростов-на-Дону, где тарифная ставка на содержание помещений (16,07 рублей за 1 кв. м) в номинальном выражении ниже, чем в других городах-миллионниках, и в этих условиях успешно работают государственные и частные управляющие компании.

— Эксплуатация фонда нормально осуществляется с этим тарифом и при средней зарплате 21,6 тыс. рублей. Если у нас в структуре себестоимости основное — это зарплата, то почему в других регионах совсем другое соотношение? В Москве и Санкт-Петербурге тариф установлен ниже рыночного, и это приводит к тому, что доля государственных компаний огромна. Очень мало объектов, которые привлекательны для частных компаний, им невыгодно обслуживать по такому тарифу. В этих городах коммерческие компании существуют только в тех домах, где общая площадь здания превышает 10 тыс. кв. м и, как следствие, невысокий тариф можно добрать объемом обслуживаемого жилого фонда, дома же с меньшей площадью убыточны. В Нижнем Новгороде, наоборот, госкомпании практически отсутствуют, а 80–90% фонда эксплуатируется частным бизнесом, — говорит Креков.

АКОН планирует обратиться в ФАС России, Министерство строительства и ЖКХ с просьбой в расчете тарифов за основу брать средние заработные платы в регионе. По словам Крекова, сейчас тарифообразование непрозрачно — каждый регион устанавливает стоимость местным постановлением, однако единой методики расчета нет.

Согласно ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, взнос на капремонт и плату за коммунальные услуги (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, отопление). При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется на общедомовом собрании с учетом предложений управляющей компании. Если же решение не было принято, то только тогда размер устанавливается органами местного самоуправления. Однако, по словам Крекова, проблема заключается в том, что управляющим компаниям редко удается собрать жильцов, поэтому в итоге большинство россиян платит по тарифу, установленному властями.

Председатель союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин отметил, что в России только около 5% жильцов самостоятельно устанавливают тарифы на содержание домов.

— В основном в новостройках активные жители сами выбирают тариф, исходя из набора услуг — например, хотят ли они охрану и консьержа, зеленые насаждения во дворе, сколько раз в неделю проводить уборку и пр. Так и задумывалось изначально. Но в старом жилом фонде люди не активны, да им и не дают реализовать самоуправление. В итоге по закону тарифы должны устанавливать собственники, но в реальности это делают местные власти. Это порождает коррупцию и непрозрачность ценообразования. Тариф должен ориентироваться на затраты, и у каждого дома он должен быть свой — где-то хороший подъезд, а где-то щели в окнах. Власти устанавливают тариф в кулуарах, ориентируясь на какое-то экспертное сообщество, а нормативно-правовых актов с методикой расчета нет, — говорит он.

Однако Крохин считает, что необязательно повышать тарифы в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы привлечь малый и средний бизнес.

— В Москве очень много многоэтажек — от 300 до 1 тыс. квартир, обслуживание которых уже выгодно для компаний. Кроме того районы, где стоит от 200 до 400 домов, нужно разделить на микрорайоны и разыгрывать лоты на обслуживание домов между компаниями, чтобы на одну приходилось примерно 20 домов, тогда компании смогут снижать свои издержки. Но у нас наблюдается противоположная тенденция — идет монополизация, созданы ГБУ «Жилищник», обслуживающие целый район, — от этого ухудшается качество услуг, — рассказал Крохин.

Отметим, что с 1 июля 2015 года в субъектах Российской Федерации выросли тарифы в сфере ЖКХ в среднем на 8,7%. Кроме того на россиян была возложена оплата капитального ремонта жилого фонда. К программе капремонта последним присоединилась Москва — так, жители столицы с 1 июля должны платить взносы на капитальный ремонт общедомового имущества. В среднем по России ежемесячные платежи составляют 6–7 рублей за 1 кв. м.

На коммуналку жители городов-миллионников тратят 6–8% от зарплаты

Недовольство россиян ростом тарифов и введением обязательной дополнительной платы породило многочисленные законопроекты депутатов. Как сообщали «Известия» ранее, в марте региональные депутаты просили предоставить регионам право вводить мораторий на обязательные взносы за капитальный ремонт из-за кризиса. В июне было предложено заморозить тарифы на услуги ЖКХ до 2017 года. А в июле депутаты предложили освободить от уплаты взноса за капремонт пенсионеров старше 80 лет.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)