» » Китайские товары стали слишком дорогими для россиян

Китайские товары стали слишком дорогими для россиян

15-07-2015, 21:47

Обещанного российскими властями разворота к Китаю и «дружбы навек» пока не получается. Скорее наоборот. По итогам I полугодия 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года торговый оборот между Россией и Поднебесной упал почти на треть — до $31 млрд. Произошло это главным образом по двум причинам: из-за сокращения доходов от нашего экспорта нефтепродуктов (вследствие падения мировых цен на «черное золото»), а также из-за девальвации рубля и спада в отечественной экономике. Российская промышленность и население не готовы, как раньше, в больших объемах покупать подорожавшие китайские товары, в том числе высокотехнологическое оборудование, технику для железнодорожного транспорта, одежду, обувь. Впрочем, даже из этого можно извлечь выгоду.

Китайские товары стали слишком дорогими для россиян

Китайские товары стали не по карману

Падение товарооборота с Китаем на 30,2% не стало большой неожиданностью. По данным таможни, общее сокращение экспорта-импорта в денежном выражении за первые пять месяцев года оказалось гораздо больше — около 40%. Это прямой результат санкционной войны в нефтяной, банковской и продовольственной сферах между Россией, с одной стороны, и ЕС, США, Канадой, Норвегией, Австралией — с другой. Плюс, конечно, девальвация рубля, спад промышленного производства, сокращение потребительского спроса.

К тому же не стоит забывать о почти двукратном снижении цен на «черное золото». В результате доходы от экспорта нефти в январе–мае уменьшились в 1,7 раза — до $40 млрд. Притом что объемы поставок, наоборот, выросли на 8,9%.

В такой ситуации России ничего не остается, кроме как повернуться лицом к азиатским рынкам, в первую очередь к самому крупному — китайскому. Тем более что ни одна из стран этого региона мира не поддержала санкции.

Теперь мы заманиваем китайцев как можем. Впервые пригласили Китай на промышленную выставку «Иннопром», которая в начале июля прошла в Екатеринбурге. На Урал из Поднебесной прилетели больше 2 тыс. чиновников и бизнесменов. Впрочем, никаких серьезных контрактов по итогам «Иннопрома» подписано не было. Было бы наивно ждать инвестиционного дождя, поскольку Китай сам сейчас переживает нелучшие времена. В начале июля основные индексы местного фондового рынка обрушились на 40%, а капитализация крупных китайских компаний обвалилась на $2,8 трлн.

В целом, если посмотреть на российско-китайский товарооборот в период 2011–2014 годов, то он практически не менялся. По данным Центра международной торговли Москвы, наш экспорт колебался в пределах $34,7–37,2 млрд, импорт — $48–53,2 млрд. При этом китайские поставки явно доминировали над российскими — соотношение примерно 60 к 40. Для сравнения: общий объем торговли США с Китаем достиг в прошлом году $590,4 млрд. У нас в шесть раз меньше.

«В структуре отечественного экспорта в Китай преобладают нефть и продукты ее переработки — 69%. «Черное золото» во второй половине 2014 года подешевело, притом что поставляемые объемы нефти и нефтепродуктов за первый квартал 2015 года выросли на 13%. Происходит это на фоне роста потребления в Китае, так что в рамках заключенных контрактов мы будет только продолжать наращивать поставки нефтепродуктов», — отметил генеральный директор Центра международной торговли, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ Владимир Саламатов.

Действительно, экспорт углеводородов в ближайшие годы, скорее всего, будет только расти. В 2014 году подписаны договоры на строительство двух газопроводных проектов: «Сила Сибири» и «Алтай». Если они будут реализованы, то, по прогнозам, «Газпром» будет поставлять в Китай до 68 млрд кубометров в год к 2030 году, что составляет приблизительно 11% необходимого китайцам газа.

С импортом же все гораздо пессимистичнее. Китайцы нам главным образом продают готовую продукцию: машины, различное высокотехнологическое оборудование, транспорт, текстиль, обувь, химикаты и т.д. За первые четыре месяца этого года поставки автомобилей, железнодорожных локомотивов, вагонов упали на 50 с лишним процентов. Импорт различных электрических машин и оборудования, обуви, одежды, спортивного инвентаря, игрушек сократился в районе 40%.

«Представляется, что такое сокращение импорта из Китая вызвано прежде всего его удорожанием в связи с девальвацией рубля, некоторым сокращением потребления, которое отмечают эксперты, а также зафиксированным Росстатом снижением темпов промышленного производства в России», — подчеркнул Владимир Саламатов.

Но в этом можно найти и позитив. Во-первых, не исключено, что в ближайшие год-два состоится форсированный переход расчетов с доллара на юань–рубль, чтобы не терять комиссионные на кросс-курсах. Об использовании рубля в международной торговле много раз говорил Владимир Путин, но раньше те же китайцы называли нашу национальную валюту слишком нестабильной и рискованной. Во-вторых, ничего плохого в сокращении поставок китайских автомобилей в Россию нет. Это дешевый сегмент, который напрямую конкурирует с машинами отечественного автопрома. Поэтому падение такого — несырьевого — импорта можно рассматривать в контексте поддержки российских производителей.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)