» » К 2030 году Россия удвоит число буровых платформ

К 2030 году Россия удвоит число буровых платформ

19-03-2015, 17:31
К 2030 году Россия удвоит число буровых платформ

Российские и азиатские судостроительные заводы, несмотря на сложное положение нефтяных компаний и низкие цены на нефть, будут наращивать выпуск передвижных буровых платформ — к 2030 году на шельфе России их суммарное количество удвоится и составит порядка 30. Об этом «Известиям» рассказал заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов.

— Только до 2020 года эти платформы вкупе с новыми в рамках текущих обязательств должны будут реализовать порядка 100 проектов по бурению разведочного и эксплуатационного характера, — говорит Молодцов.

Сейчас на шельфе работают 15 буровых платформ: восемь стационарных добычных (способны и бурить, и качать) и семь платформ-судов (мобильные платформы, способные бурить скважины, но не закрепляться на них — далее необходимо организовать подводную добычу или построить стационарную платформу). По словам замминистра, в настоящее время общее число взятых на себя компаниями лицензионных обязательств по работе в акваториях РФ с помощью буровых платформ составляет как раз 30.

Как отметил собеседник, российские судостроительные заводы выполняют заказы для «Газпрома» (в целом имеется 68 лицензий на шельфе), «Роснефти» (48 шельфовых лицензий, большая часть — в Арктике), а также «Лукойла» (10 лицензий, все на Каспийском море) и «Газпром нефти» (5 лицензий на шельфе, из них реализуется одна, это известная платформа «Приразломная», она привлекала внимание Greenpeace).

О планах на новые платформы в «Лукойле», «Роснефти» и «Газпроме» и «Газпром нефти» рассказать «Известиям» затруднились, сославшись на конфиденциальность и пока неизвестные результаты геологоразведки.

Из семи буровых платформ-судов пять принадлежат ООО «Газфлоту», дочерней структуре «Газпрома», еще две буровые установки находятся в собственности у ОАО «Арктикморнефтегазразведка» (дочка «Зарубежнефти», выполняет заказы на бурение), пояснил замдиректора Института нефти и газа РАН Василий Богоявленский. Что касается стационарных платформ, больше всего их на сахалинском шельфе (платформы «Моликпак», «Пильтун-Астохская-Б» и «Лунская-А» работают на подконтрольного «Газпрому» оператора проекта Сахалин-2 Sakhalin Energy, платформы «Беркут» и «Орлан» добывают на проекте «Роснефти» «Сахалин-1»), еще две — каспийская ЛСП-2 и D-6 на Кравцовском месторождении Балтийского моря — принадлежат «Лукойлу», последняя — «Приразломная» в Печорском море («Газпром нефть»).

Тем не менее большинство платформ называть отечественными некорректно, так как их верхняя часть имеет иностранную «начинку» (системы управления и контроля бурения), замечает Богоявленский — речь идет как о буровых, так и добычных платформах.

— Например, верхнее строение крупнейшей платформы «Беркут» на месторождении Аруктун-Даги (проект «Сахалин-1») сделано в Южной Корее силами Samsung Heavy Industries, платформа «Орлан» на месторождении Чайво сделана в Японии и поставлена на основание, изготовленное в России, платформа «Приразломная» представляет собой буровой и технический модули, срезанные со списанной в Норвегии платформы Hutton и смонтированные с основанием, изготовленным на северодвинском «Севмаше», — поясняет директор Института энергетической политики Владимир Милов. — Верхние строения платформ «Лунская-А» и «Пильтун-Астохская-Б» также были сделаны в Южной Корее, платформа «Моликпак» и вовсе была переброшена на Сахалин с канадского шельфа.

По оценкам источника в «Газпроме», строительство одной платформы при стабильном финансировании занимает от 2 до 4 лет, стоимость строительства одной платформы варьируется от $0,3 до $1 млрд (в зависимости от заявленной мощности добычи). Большую часть заказов на компоненты для буровых платформ получают заводы в Южной Корее, то есть значительная финансовая доля от заказов пойдет за рубеж, а низкотехнологичные составляющие производят Выборгский судостроительный завод и завод «Звезда», оба входят в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Представители заводов и ОСК не ответили на запрос «Известий».

Невозможность замещения иностранных технологий признают и в Минпромторге. Несмотря на активные действия Минэнерго и Минпромторга в отношении замещения иностранных технологий (в середине июня главы «Роснефти», «Газпрома», НОВАТЭКа, Газпромбанка и «Совкомфлота» подписали соглашение о создании СП по строительству и проектированию судов, буровых платформ и морской техники на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта), Россия еще не скоро сможет отказаться от азиатских верфей. В отсутствие технологий и высокой себестоимости на замещенные технологии (их цена выше в среднем на 40%, говорит собеседник из Минэнерго, в Минпромторге связывают дороговизну с низкой законтрактованностью предприятий) развитие всей цепочки сборки таких платформ маловероятно в ближайшие несколько лет, считает директор департамента металлургии и тяжелого машиностроения Минпромторга Алексей Михеев.

По его словам, разработка отечественных шельфовых технологий пока не началась, хотя и предусмотрена в Федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» на базе предприятий ОСК.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)