» » Лизинг откатился на 4 года назад

Лизинг откатился на 4 года назад

26-03-2015, 21:20
Лизинг откатился на 4 года назад

Сумма новых договоров лизинга за 2014 год упала на 23,1%, до 1 трлн рублей, это минимальная отметка с 2010 года, когда показатель составил 725 млрд рублей (в 2011–2013 годах он был стабилен на отметке 1,3 трлн рублей). Это первое снижение с 2008 года — тогда показатель тоже снизился почти на четверть. Такие подсчеты приводятся в обзоре, подготовленном рейтинговым агентством RAEX (бывшее «Эксперт РА»).

Показатель «прироста нового бизнеса» (то есть стоимость имущества по новым сделкам лизинга, без учета НДС; лизинг — долгосрочная коммерческая аренда, по истечении срока контракта право собственности может переходить к лизингополучателю) снизился на 13,2%, это тоже первое сокращение с 2008 года. Совокупный портфель контрактов российских лизингодателей составил 3,2 трлн рублей, это темп прироста 10,3%, наименьший за 5 лет.

Сокращение рынка произошло в основном из-за ситуации в сегментах железнодорожной и авиационной техники. Сумма новых договоров в этих сегментах снизилась на 40,2 и 44,3% соответственно (по отношению к 2013 году).

Лизинг откатился на 4 года назад

«Если стагнация в первом сегменте началась с 2012 года, то авиационная отрасль столкнулась с заметными проблемами в 2014 году. Падение курса рубля негативно отразилось, во-первых, на объемах международных авиаперевозок, которые в отличие от внутристрановых давали значительную часть прибыли для авиакомпаний, а во-вторых, на росте суммы лизинговых платежей, так как подавляющая часть лизинговых договоров заключена в иностранной валюте. С наибольшими проблемами столкнулись авиаперевозчики, приобретавшие самолеты в финансовый лизинг [с переходом права собственности по истечении контракта; операционный лизинг — без перехода права собственности], так как для его погашения авиакомпании использовали краткосрочные банковские займы, выдачу которых иностранные кредитные организации стали сворачивать после введения санкций западными странами», — пишут авторы обзора RAEX.

Сумма новых договоров без учета этих двух секторов за 2014 год сократилась всего на 5%. Сегмент автолизинга вырос с 323,7 млн рублей за 2013 год до 331 млн рублей за 2014 год (+2,2%): сумма контрактов по легковому транспорту выросла на 25,5%, однако по грузовым — сокращение 13%. Данная динамика объясняется тем, что продажи грузовых автомобилей за прошедший год падали сильнее, чем легковых, поясняют авторы обзора. В 17 крупнейших сегментах увеличение количества новых договоров в 2014 году по отношению к 2013 наблюдалось только в четырех сегментах (годом ранее — в девяти). Помимо легковых автомобилей, вырос также сегмент недвижимости (прирост двукратный, 105,9%, доля в общей сумме договоров среди всех сегментов выросла на 1 процентный пункт, до 2%), телекомоборудования, оргтехники и компьютеров и лизинг морских и речных судов.

Среди лизингодателей лидером по объемам остался «ВЭБ-лизинг» (за 2014 год показатель составил 106,5 млрд рублей), в первую пятерку также вошли «ВТБ Лизинг» (91 млрд рублей), «Сбербанк лизинг» (60 млрд рублей), «Европлан» (43,4 млрд рублей) и «ТрансФин-М» (30,5 млрд рублей).

Лизинг откатился на 4 года назад

В RAEX прогнозируют продолжение негативной тенденции в 2015 году — в лучшем случае на 10% (позитивный прогноз осуществим при сокращении реального ВВП не более чем на 1%, укрепления рубля до 55 рублей за доллар, снижение инфляции до 10–12% и понижение ключевой ставки ЦБ ниже 13%). При этом в первую очередь страдать, как и в 2014 году, будут сегменты железнодорожной и авиационной техники. Они снизятся еще на 30 и 20% соответственно. На падение железнодорожного сегмента повлияет в первую очередь объем пассажирских и грузовых перевозок. Авиализинг просядет из-за кризиса отрасли в целом: девальвации рубля и санкций, закрывших доступ к «длинным» деньгам. Вырасти может только автолизинг — прирост рынка составит не менее 5%. Так, говорится в исследовании, компании без госучастия ожидает сокращение объемов нового бизнеса на 10–15%, а вот госкомпании, наоборот, ожидают увеличения объема заказов. Более того, согласно ожиданиям заместителя гендиректора Государственной транспортной лизинговой компании Владимира Добровольского, в 2015 году начнется волна дефолтов компаний-лизингополучателей.

— Поэтому крайне важно организовать оперативное изъятие техники и ее последующую реализацию. Это позволит получить средства, которые необходимы для погашения кредитов, — отмечает он.

Негативный прогноз RAEX (рассматривается агентством как наиболее вероятный) подразумевает, что сумма новых контрактов в 2015 году составит всего 540 млрд рублей. Сегменты авиа- и железнодорожного лизинга упадут на 42 и 45% соответственно, а сектор автолизинга будет стагнировать. Негативный сценарий реализуется при снижении ВВП в 2015 году на 1–3%, ключевой ставке ЦБ на уровне 13%, инфляции около 13–15% и курсе 60–65 рублей за доллар.

Лизинг откатился на 4 года назад

Участники рынка ожидают, что интерес лизингополучателей сместится в сторону российской техники.

— В 2015 году будет наблюдаться тенденция к усилению импортозамещения. Какой конкретно вид оборудования будет востребован, сказать сложно, но скорее всего, это будет оборудование, которое применяется в отраслях, ориентированных на экспорт. В любом случае, пока финансовый рынок не сдвинется с места, спрос на лизинговые услуги будет низкий, — говорит Добровольский.

— Я думаю, в 2015 году мы во многом будем видеть сценарий 2008–2009 годов для лизинговых компаний. С одной стороны, идет сокращение инвестиций в основные фонды, и, как следствие, сокращение спроса на лизинг. С другой стороны, ожидаются возможное ухудшение финансового состояния клиентов и повышенные требования банков к лизинговым компаниям. Всё это будет серьезным экзаменом для участников рынка, — считает и.о. генерального директора ЗАО «Сбербанк Лизинг» Кирилл Царев.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)