» » Правительство не поддержало прекращение выплат по внешним долгам

Правительство не поддержало прекращение выплат по внешним долгам

4-06-2015, 22:50
Правительство не поддержало прекращение выплат по внешним долгам

Правительство РФ даст отрицательный отзыв на законопроект, который предполагает заморозку обслуживания российского долга перед «странами-агрессорами», то есть Евросоюзом и США. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к правительству. Как пояснил собеседник, правительство считает, что Россия должна исполнять международные обязательства, а не демонстрировать дефолтную позицию.

По словам источника, недопустимо, чтобы Россия перестала платить по долгам, как, например, это делает Украина (внешний долг — $32,8 млрд). Украина не погасила перед Россией долг за поставки газа в размере $2,5 млрд, и подобная политика не только вызывает негативную реакцию со стороны, это не соответствует общемировой практике делового оборота, констатирует собеседник. Такую позицию «Известиям» подтвердили в Министерстве финансов.

— Законопроект, фактически предполагающий введение моратория на выплаты по долговым обязательствам России в иностранной валюте, будет иметь крайне негативные последствия не только для РФ и компаний-заемщиков, но и для всей национальной экономики, — сказал официальный представитель ведомства. — Прекращение обслуживания и погашения долговых обязательств РФ и российских юридических лиц приведет к усилению оттока капитала и утрате доверия к России со стороны международного инвестиционного сообщества. При этом произойдет значительное увеличение стоимости заимствований на внутреннем рынке капитала, а доступ на международный рынок окажется окончательно закрыт.

Законопроект о заморозке внешних долгов России перед ЕС и США, изменяющий Гражданский кодекс, был внесен в Госдуму 30 марта 2015 года группой депутатов — Евгением Федоровым, Антоном Романовым (оба представляют фракцию «Единая Россия»), Иваном Никитчуком и Олегом Денисенко из КПРФ. Согласно законопроекту, российским властям и компаниям следует возобновить выплату долгов перед ними только после того, как будут сняты санкции против РФ — изменения предложено внести в ч. 3 ст. 401 ГК, дополнив представленный в статье неисключительный список форс-мажорных обстоятельств санкциями со стороны других государств. Как пояснил «Известиям» Евгений Федоров, США и ЕС, введя санкции, искусственно создали в России обстоятельства непреодолимой силы — за 2014 год рубль девальвировал по отношению к доллару на 72%, к евро — на 52%, соответственно, на столько увеличилась сумма долгов российских компаний перед нерезидентами. Курс рубля к доллару и евро в 2014 году испытал самое мощное падение со времен дефолтного 1998 года.

Впрочем, с 13 января по 4 июня 2015 года рубль укрепился к доллару на 16%, к евро — на 21%. Курс ЦБ на четверг 4 июня: доллар — 53,06 рубля, евро — 59,11 рубля. Ситуация с госдолгом тоже пока далека от катастрофичной: по предварительным данным Центробанка, на 1 апреля 2015 года общий внешний долг России составляет $559,4 млрд — это минимальный показатель по меньшей мере за полтора года. Из этой суммы госдолг составляет $39,2 млрд, банковский — $154 млрд, ЦБ — $11,1 млрд, на прочие сектора приходится — $355 млрд. На 1 апреля 2014 года общий внешний долг РФ достигал $715,9 млрд, то есть за год показатель снизился на 28%. В том числе поэтому правовое управление Госдумы уже дало негативный отзыв на законопроект.

— Изменениями, вносимыми законопроектом депутатов, к обстоятельствам непреодолимой силы отнесены «введенные иностранным государством (объединением иностранных государств) в отношении РФ, граждан РФ и российских юридических лиц ограничительные меры (санкции)», — говорится в заключении управления, с которым ознакомились «Известия». — Данные положения нуждаются в дополнительном обсуждении, поскольку ГК РФ не устанавливает перечень обстоятельств непреодолимой силы, определяя лишь такие характеристики указанных обстоятельств, как «чрезвычайность» и «непредотвратимость». При этом законодатель исключил из таких обстоятельств нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Источник, близкий к Минэкономразвития, считает, что никаких экономических предпосылок преднамеренного дефолта — до конца года график платежей будет более мягким. По словам члена правления АКГ «Деловой профиль» Армена Даниеляна, последствия замораживания, равно как и последствия дефолта, хотя и смогут на некоторое время ослабить давление на рубль, но они имеют длительный неблагоприятный эффект для экономики страны: 17 августа 1998 года в РФ произошел дефолт по государственному долгу, тогда международные рейтинговые агентства снизили рейтинг России, что привело к существенному удорожанию внешних заимствований, к распродаже российских активов и бегству капитала. Ведущий эксперт Центра развития ВШЭ, бывший сотрудник ЦБ Дмитрий Мирошниченко заверил, что заморозка внешнего долга РФ — это самосанкция.

Партнер, руководитель международной практики Nektorov, Saveliev & Partners Марат Давлетбаев напомнил, что соглашения о внешних заимствованиях практически никогда не подчиняются российскому праву, поэтому положения ст. 401 ГК РФ, даже в измененном виде, просто неприменимы. По словам юриста, оговорка о форс-мажоре может быть использована только в случае фактической невозможности исполнить обязательство. Также проблематичным видится доказательство прямой причинно-следственной связи между введением санкций, с одной стороны, и неисполнением обязательства — с другой.

Некоторые эксперты считают, что заморозка возврата внешних долгов возможна.

— Так, например, поступали Малайзия и страны Юго-Восточной Азии в период экономических трудностей, решение принималось на уровне правительства, — рассуждает профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. — То есть мы не станем первопроходцами в данном случае. Понятно, что у кредиторов это решение не вызовет восторга. Но их реакцию можно сгладить, если будут представлены весомые аргументы в пользу такого решения (проблемы с бюджетом, платежным балансом, санкции) и определен реальный срок возврата долгов.

По словам Давлетбаева, в 2008–2009 годах, во время мирового финансового кризиса, ряд компаний пытались использовать в европейских судах аргумент о кризисном форс-мажоре в качестве основания для неисполнения своих финансовых обязательств. К какому-либо известному юридическому успеху это не привело, но могло послужить средством переговорного давления на кредиторов для реструктуризации задолженности.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)