» » Господдержку привяжут к размеру ключевой ставки

Господдержку привяжут к размеру ключевой ставки

13-05-2015, 22:27
Господдержку привяжут к размеру ключевой ставки

Правительство и Центробанк должны проводить согласованную денежно-кредитную и социально-экономическую политику — в особенности в условиях обострения кризисных явлений. Такое предложение направлено в правительство по итогам недавней закрытой встречи представителей Минэкономразвития и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), с участием министра экономического развития Алексея Улюкаева. Об этом «Известиям» рассказал исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев. В ЦБ поддержали идею привязки господдержки бизнеса к ключевой ставке.

По словам собеседника, новация должна быть зафиксирована в отдельном документе — например, в Меморандуме о проведении согласованной политики в условиях кризиса, который подпишут правительство и ЦБ (подобный документ принят в Казахстане). Мурычев отметил, что согласованная политика нужна на случай форс-мажора, подобно тому, что случился 15 декабря 2014 года — ключевая ставка повышена с 10,5% годовых до 17% годовых, а кредиты бизнесу подорожали с 14–16% до 30% годовых. Как пояснил источник, близкий к правительству, предлагается, что правительство будет выделять средства на поддержку бизнеса суммы соразмерно увеличению ключевой ставки. То есть, к примеру, если ЦБ повышает ставку в 1,6 раза, то правительство увеличит субсидирование предприятий тоже в 1,6 раза; такие изменения должны оперативно вноситься в бюджет.

К настоящему времени ключевая ставка снижена до 12,5%, и Мурычев признает, что стоимость кредитов для крупного бизнеса немного снизилась, однако она по-прежнему высокая, в два раза превышающая уровень средней рентабельности промышленности.

— Рентабельность бизнеса — 7%, — говорит Мурычев. — Пока уровень ключевой ставки не достиг однозначного значения, необходимо, чтобы действия ЦБ и правительства шли в тесном взаимодействии. Убытки бизнеса в текущий кризис оцениваются примерно в 5 трлн рублей. Из-за того что наши компании не могут перекредитоваться и вынуждены возвращать долги, только за 2015 год придется вернуть примерно $140 млрд. При этом речь не идет о том, что власти будут лишь увеличивать размер вливаний на поддержку экономики, ведь при дальнейшем удешевлении ресурсов на рынке и снятии ограничений на внешние заимствования финансовая поддержка экономики со стороны правительства будет снижаться. Самое важное для бизнеса — прогнозируемость политики властей.

Объем антикризисной поддержки правительством составляет более 2 трлн рублей, из этой суммы 65% предоставляется на поддержку банкам; 6,5% направляется на бюджетные кредиты регионам; 6,9% — на индексацию пенсий; 5,8% — на стимулирование кредитования жилищного строительства. В сумме это более 85% от планируемого антикризисного бюджета. 0,07% от антикризисных денег пойдет на субсидирование отечественной сельхозтехники; 0,11% — субсидии высокотехнологическому бизнесу для выхода на внешние рынки; 0,18% — на поддержку малых инновационных предприятий. По данным PwC, антикризисные меры принимают в 40% компаний, 38% компаний вынуждены приостановить крупные инвестпроекты или вовсе от них отказаться.

В настоящее время в правительстве изучают поступившее предложение, документы от РСПП направлены первому вице-премьеру Игорю Шувалову. В его аппарате и Минэкономразвития затруднились ответить на запросы «Известий». В ЦБ заявили о готовности сотрудничать с правительством по вопросам денежно-кредитной политики — и поддержали привязку субсидирования бизнеса к ключевой ставке.

— По мнению Банка России, функцию выбора базового индикатора для определения параметров субсидирования процентных ставок в соответствующих нормативно-правовых актах целесообразно закрепить за правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, — прокомментировали в пресс-службе ЦБ. — Использование ключевой ставки в качестве базового индикатора при расчете параметров субсидирования процентной ставки по кредитам и осуществления иных мер экономической политики представляется возможным, поскольку динамика процентных ставок, формирующихся рыночным путем, в нормальных условиях тесно связана с динамикой ключевой ставки. Вместе с тем следует учитывать, что Банк России при определении уровня ключевой ставки продолжит руководствоваться целью обеспечения ценовой стабильности. Кроме того, уровень ключевой ставки сопоставим с уровнем наиболее краткосрочных ставок денежного рынка и может существенно отличаться от ставок на более длительные сроки.

Член президиума генсовета «Деловой России» Анна Нестерова считает, что установление какой-либо корреляции между ключевой ставкой и помощью бизнесу положительно скажется на жизнеспособности последнего.

— Если в 2014 году отношение процентных платежей по кредитам к прибыли от продаж в промышленности, добыче полезных ископаемых и обрабатывающей промышленности было соответственно 28%, 16,6% и 38,7%, то в 2015-м эти показатели оцениваются в размере 39,8%, 23,6% и 54,9%. Все ведет к банкротству компаний, ситуация не менее сложная, чем в кризисном 2009 году. Но реализация предложения не спасет весь бизнес России, так как объемы поддержки крайне скудны. Кроме этого, важно поддерживать эффективный бизнес, а не удерживать на плаву убыточный, — рассуждает Нестерова. — Поэтому результативность этой меры напрямую зависит от приоритетов правительства. Для самого ЦБ предложение носит неоднозначный характер. Повышение ключевой ставки — процесс, который влияет на сжатие денежной массы. Именно таким образом происходит снижение инфляции. Поэтому если определенные предприятия получат поддержку и продолжат кредитоваться, произойдет более медленное сужение денежного агрегата, что может потребовать дополнительного увеличения ключевой ставки. Поэтому правительству и ЦБ необходимо наладить взаимодействие по вопросу согласования объемов поддержки.

Главный аналитик Бинбанка Наталия Шилова считает, что на первый взгляд логичная идея согласования политики на практике может вылиться в серьезное ограничение свободы Банка России.

— Независимость ЦБ от правительства прописана в законе о Центральном банке, и попытка увязать его решения с решением кабмина выглядит как связывающая руки денежному блоку мера, — уверена Шилова. — Самостоятельность ЦБ позволяет ему оперативно реагировать на меняющиеся условия и является существенным плюсом для России, по мнению большинства рейтинговых агентств. В данном случае логично было бы Минэкономразвития выработать свой собственный экстренный механизм поддержки предприятий, не пытаясь при этом давить на ЦБ благими намерениями по росту экономики — пусть каждое ведомство отвечает за поставленные задачи (ЦБ — за банки и финансовую стабильность, Минэкономразвития — за экономику в целом).

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий привел пример несогласованности действий ЦБ и правительства: в начале марта 2014 года ЦБ удерживал рубль от падения гигантскими интервенциями, продавая миллиарды долларов, а Минфин ежедневно с 20 февраля покупал доллары на сумму 3,5 млрд рублей для пополнения Резервного фонда, способствуя тем самым девальвации национальной валюты.

— Повышая ключевую ставку, ЦБ борется с ослаблением рубля и ростом инфляции. Мощное смягчение бюджетной политики в виде роста господдержки предприятиям даст ровно противоположный эффект и сведет на нет усилия ЦБ. Согласованием можно заниматься, чтобы такие меры не были одновременными, — отметил Осадчий. — В то же время целевая госпомощь предприятиям и банкам необходима, особенно в случае мощных шоков. Однако эта помощь должна предоставляться только наиболее пострадавшим и наиболее значимым структурам. При этом нет какого-либо экономического основания под предложением «если ключевую ставку подняли в 1,6 раза, то и субсидирование предприятий надо увеличить в 1,6 раза».

Председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский считает, что ввиду особого статуса Центрального банка подходящим документом для детализации взаимодействия регулятора с правительством может быть как раз меморандум либо совместный с правительством административный регламент — формально законодательство при такой консультативной работе не будет нарушено.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)