» » Минздрав ищет инвесторов для перестройки ветхих зданий

Минздрав ищет инвесторов для перестройки ветхих зданий

29-04-2015, 22:31

Ведомство займется редевелопментом старых зданий — чтобы превратить ветхий фонд в современные строения Минздраву потребуется не менее 5 млрд рублей

Минздрав ищет инвесторов для перестройки ветхих зданий

Ветхие здания, которые находятся на балансе Минздрава и на реконструкцию которых у ведомства нет денег, будут передаваться частным инвесторам. Планируется, что те превратят их в жилые дома или офисы, отдав потом часть помещений обратно медакадемиям и мединститутам. Треть учреждений, которые подчиняются Минздраву, уже представили ведомству свои предложения по государственно-частному партнерству (ГЧП) — в целом планируется привлечь 5,5 млрд рублей. Об этом «Известиям» рассказал источник в министерстве. Пилотный проект пройдет в Перми — ветхое двухэтажное общежитие может быть перестроено в семиэтажный жилой дом.

В 2014 году Минздрав разослал всем подведомственным учреждениям «информацию об основных механизмах привлечения частных инвестиций».

У министерства около 60 научных учреждений (например, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева), порядка 50 образовательных учреждений (например, Алтайский государственный медицинский университет, Ярославская государственная медицинская академия), около 50 психиатрических больниц и порядка 20 медицинских центров.

Треть учреждений (58 из 185) прислали в ответ свои предложения по поводу того, как бы они хотели с помощью бизнеса превратить отапливаемые впустую, еле стоящие бараки в современные здания. Если сложить их предварительные оценки, объем частных инвестиций для реализации этих предложений составит 5,5 млрд рублей. Потенциал еще больше: всего у Минздрава и его учреждений 4,6 тыс. объектов недвижимости и 900 участков.

Для пилотного проекта выбрали предложение Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера. Университет каждый год тратит 400 тыс. рублей на то, чтобы поддерживать жизнь двухэтажного деревянно-кирпичного здания в самом центре Перми. Оно было построено еще до революции, и в нем уже 10 лет никто не живет — оно признано аварийным.

Как следует из презентации университета, инвестор сможет снести старое здание и построить на его месте семиэтажный жилой дом, вложив в проект 70 млн рублей. Университет «вложит» в проект участок земли, на котором стоит здание. Земля находится в федеральной собственности. Университет оплатил проведение независимой оценки, которая показала, что рыночная стоимость участка — 16 млн рублей. В результате площадь здания увеличится в пять раз — с 331 кв. м до 1750 кв. м. Университет, как предполагается, заберет себе 22% нового здания, инвестор — 78%. Рыночная стоимость дома и участка земли вырастет в 8 раз — с 16 млн рублей до 127 млн рублей. Предполагается, что формой государственно-частного партнерства станет инвестиционный договор.

— Мы планируем получить два этажа, не меньше, — рассказала ректор Ирина Корюкина. — Мы разместим там кафедру информационных технологий. И одновременно в этом месте будет центр, где будут получать специальности инвалиды. Инвестора планируется определить с помощью тендера.

По ее словам, другие вузы, предложения которых звучали в Минздраве, планируют передать инвесторам ветхие здания не только общежитий, но и учебных корпусов, или просто земельные участки, которые находятся у них на балансе.

— Ситуация во всех вузах Российской Федерации такова, что у нас есть проблемные имущественные комплексы и из-за недостатка финансирования мы не можем сделать ремонт или реконструкцию. Проблему можно решить только с помощью государственно-частного партнерства, — говорит Корюкина.

Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, которая входит в Координационный совет, назвала пилотный проект неоднозначным.

— В качестве доли участия государства инвестору передается федеральная земля в центре города. Это очень большой подарок. Взамен учреждение получает обещание, что ему будет выделено два этажа в новом здании для социальных целей. Однако как будут развиваться отношения инвестора и государственного участника — вопрос неоднозначный, — считает она. — Здесь многое зависит от того, как оформлены обязательства сторон. Ведь государство по сути даже блокирующим пакетом в этом проекте не обладает. И не исключена ситуация, когда инвестор просто размоет долю государства и примет решение закрыть социальное учреждение в построенном доходном доме, отдав площади под какой-то более выгодный для инвестора проект. Что в этом случае сможет предпринять государство, ставшее миноритарным участником? Пока этот проект мне представляется практически бесплатной передачей федеральной собственности в частные руки.

Для того чтобы такие проекты могли быть «поставлены на поток», необходимо внести изменения в два постановления правительства РФ (№ 505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества» и № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности»).

Минздрав, проанализировав их, сделал «вывод о невозможности определения начальной цены аукциона на право заключения инвестиционного договора». Второе постановление устанавливает «запрет федеральным органам исполнительной власти на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности». Сейчас Минэкономразвития, как говорится в материалах к заседанию Координационного совета, разрабатывает поправки для этих постановлений, в результате должны быть сняты ограничения и исключена правовая неопределенность. Но учреждения Минздрава могут начать реализовывать свои проекты еще до этого: в каждом случае будет приниматься специальный акт правительства.

В пресс-службе Минэкономразвития подтвердили, что ведомство разрабатывает этот проект постановления.

По информации Минздрава, также свои предложения по привлечению частных инвестиций подали в том числе Ивановская государственная медицинская академия, Самарский государственный медицинский университет, Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии.

Как рассказали в Ивановской государственной медицинской академии, учреждение также хочет перестроить здание общежития.

— У нас общежитие состоит из двух секций по 325 мест, — сказали в администрации академии. — Используется только одна секция, на другую мы пытаемся уже 15 лет добиться выделения бюджетных средств.

По предварительной оценке, для строительства нового общежития понадобится 159 млн рублей. Сейчас, как рассказали в администрации, прорабатывается возможность применения разных форм ГЧП.

Как рассказала член экспертного совета при правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Ирина Кузнецова, инвестиционный договор — наиболее простой путь для Минздрава.

— Можно было бы использовать другую форму ГЧП, например концессию. Но в наших законах столько противоречий, что многие концессионные сделки можно потом оспорить, опираясь на антимонопольное законодательство, — сказала она. — Причем оспорить может и та и другая сторона. Использовать механизм долгосрочной аренды в данном случае также не очень удобно. Ставку не определишь сразу на несколько десятков лет, ее надо периодически пересматривать, то есть и для инвестора, и для государства тут остается всё время неопределенность.

Инвестиционный договор, по ее словам, предполагает, что стороны или одна из сторон вкладывают в проект либо деньги, либо инвестиции в другом виде. Предполагается, что инвестор сможет вернуть вложенное. Возврат инвестиций может быть полным или частичным. Возможно, возврат будет совсем в другом «измерении». Например, вкладывались деньги, а получены будут квартиры. То есть условия в договоре могут быть прописаны очень разные.

Доцент департамента государственного и муниципального управления ВШЭ Павел Кудюкин считает, что сейчас бизнес будет с осторожностью относиться к идее Минздрава.

— Сейчас нет правовой определенности по подобным проектам. На начальном этапе всё будет решаться в индивидуальном порядке: правительство в каждом случае выпустит специальный акт. Но получается, что в таком же индивидуальном порядке правительство может выпустить и акт, который всё отменит. А проект постановления может увязнуть в межведомственных согласованиях и в итоге получиться совсем не таким, каким был задуман.

Эксперт отметил, что предлагаемую форму сотрудничества бизнеса и государства можно назвать вполне логичной, учитывая, что ветхие здания «висят на институтах мертвым грузом».

— При этом всегда есть риск — не будет ли это формой плавной приватизации, — добавил он.

Эксперт Института современного развития Никита Масленников отметил, что по развитию ГЧП Россия заметно отстает от большинства европейских стран.

— Главный тормоз — отсутствие полноценной законодательной базы, — сказал он. — Законопроект о ГЧП был внесен в Госдуму уже достаточно давно (в 2013 году. — «Известия»), он принят в первом чтении, но всё рассматривается, и его судьба непонятна. Если бы этот законопроект, который вбирает практически весь мировой опыт и предполагает как минимум девять форм ГЧП, был принят, это разблокировало бы процессы сотрудничества государства и бизнеса. Во-первых, бизнес получил бы законодательные гарантии. Во-вторых, появились бы новые формы партнерства.

Минздрав ищет инвесторов для перестройки ветхих зданий

Вовлекаемый объект

Минздрав ищет инвесторов для перестройки ветхих зданий

Реализация инвестиционного проекта



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)