» » «Специально завозить людей, которые через год уедут, не имеет смысла»

«Специально завозить людей, которые через год уедут, не имеет смысла»

19-10-2016, 22:24

Губернатор Камчатки Владимир Илюхин — о заселении Дальнего Востока и причинах не привлекать в край лишние трудовые ресурсы


«Специально завозить людей, которые через год уедут, не имеет смысла»

Одна из задач, которая сейчас стоит перед правительством, — это привлечение трудовых ресурсов на Дальний Восток. Однако в регионе опасаются переизбытка рабочих рук. О том, почему там не ждут слишком много переселенцев с материка, в каких отраслях нужны новые кадры и отчего заселение Дальнего Востока не должно превращаться в самоцель, корреспонденту «Известий» Кириллу Кудрину рассказал губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.

— Сейчас на Камчатке проживает чуть больше 300 тыс. человек. Какое максимальное количество людей должно проживать здесь, если отталкиваться от стратегической задачи сделать российский Дальний Восток более населенным?

— Я очень боюсь того, что это станет самоцелью — просто заселить территорию. Ведь для того, чтобы человек сюда приехал, остался здесь, у него должны быть какие-то резоны. В советское время это была идеология, потом людей заманивали деньгами. И все равно они приезжали, отрабатывали обусловленный срок и уезжали. Сегодня ситуация в экономике другая. У нас зарплата — 53 тыс. рублей в среднем. На материке можно столько же заработать, но без проблем, которые мы имеем: без пурги, без дождей, без снега под третий этаж.

— В среднем по России зарплата все-таки ниже, чем на Камчатке, — чуть больше 30 тыс. рублей. Всё равно это не стимул?

— 35–37 тыс. в среднем по России. А у нас чистая зарплата — где-то 20–25 тыс. рублей, остальное — надбавки, коэффициенты. Как вы понимаете, они не просто так были введены. И это всё равно небольшие деньги.

Изначально Камчатка — это форпост России. Наш край всегда развивался вместе с Министерством обороны, с военными моряками. В свое время здесь было большое количество войск. Сейчас это понемногу восстанавливается. Самое большое количество людей, которое когда-либо проживало на Камчатке, — 460 тыс. человек. Такое население здесь было в 80-е годы прошлого века. Сегодня — 300 тыс. с небольшим.

Каким должно быть население края? Всё зависит от задач, которые будут стоять, и от того, как будет развиваться экономика. Сегодня есть отрасли, например горнорудная промышленность, где нет необходимости создания каких-то обособленных анклавов. Представители этой отрасли используют в основном вахтовый метод, и всё нормально. И для бизнеса нормально, и для территории, ведь они зарегистрированы здесь, платят здесь налоги. Конечно, мне бы хотелось, чтобы работало как можно больше «наших», чтобы именно они получали эту зарплату. Но жители Камчатки почти не идут в эту сферу, для них это неудобно, отвыкли от нее, «материковцы» работают там гораздо охотнее.

— А какую промышленность стоило бы развивать на Камчатке?

— Танки мы точно строить не будем, и самолеты тоже. Это неэффективно здесь. Безусловно, военные строят соответствующую инфраструктуру, а мы развиваем рыбопромышленный комплекс, туризм, горнорудную промышленность, сельское хозяйство. По сельскому хозяйству стояла задача прокормить самих себя. И за последние пять лет мы полностью обеспечили себя овощами, почти полностью свининой. 25 лет в крае не было охлажденной камчатской курятины. Но в прошлом году мы восстановили и это производство. Рыба, понятно, у нас тоже своя. С говядиной проблемы, но работа ведется и в этом направлении. Мы не говорим о каких-то огромных промышленных масштабах, но население, которое есть, мы уже можем обеспечить.

Я не знаю отраслей нашей экономики, где требовались бы сегодня большие трудовые ресурсы извне. Понятно, что для развития туризма нам необходимы современные отели, понятно, что с их появлением мы будем обучать специалистов и привозить их из других регионов, если потребуется. Но это опять же не такое большое количество, не тысячи людей. То же касается и других отраслей. Нам нужны строители, но они есть на Камчатке и сегодня, просто хотелось бы иметь чуть более квалифицированных. Нам нужны дорожники, но мы и сегодня активно строим дороги и мосты и рано или поздно все планы будут претворены в жизнь.

— Целью демографического развития ДФО до 2030 года является стабилизация численности населения на уровне 6,2-6,3 млн человек к 2020 году и обеспечение условий для ее роста до 8 млн человек к 2030 году. Будет странно, если, к примеру, Хабаровск и Владивосток «вырастут», а Камчатка, обеспечив саму себя всем необходимым, останется прежней?

— Я не думаю, что она останется прежней. Кстати, если говорить о численности населения, то мы уже прирастаем естественным путем. Понемногу. Плюс 300 человек за год, но есть превышение рождаемости над смертностью, проблему убыли населения мы преодолели. Миграционный прирост в прошлом году составил около 1,2 тыс. человек. Это самая низкая миграция за последние 25 лет. И из этих людей порядка 700 человек нам дали бывшие жители Восточной Украины.

Повторюсь, трудовые ресурсы или человеческий капитал нужно формировать не просто так, а под задачу. Могу сказать, что около 15 тыс. новых рабочих мест в будущем нам дадут такие формы организации экономики, как свободный порт и территория опережающего развития (ТОР). Это вакансии в сельском хозяйстве, портовых службах, авиационном и морском узлах, горнорудной промышленности, сфере обслуживания. Я даже не говорю о повседневной повестке, требующей врачей, учителей и т.д. Но ставить вопрос о том, сколько людей здесь должно жить, — неправильно. Всё нужно делать под задачу, которая определяется рынком. Специально завозить сюда людей, которые не найдут работы и через год уедут, не имеет смысла.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)