» » Экономика легла на дно: как это понимать

Экономика легла на дно: как это понимать

9-06-2016, 17:35

Некоторые считают, что кризисное дно было достигнуто еще в прошлом году и экономика уже всплывает. А падающий уровень жизни — лишь временное явление: так называемый отложенный эффект. Росстат фиксирует инфляцию с начала года в 2,9%. Минэкономразвития полагает, что в августе она вовсе будет равняться нулю. Социологи заметили, что число негативных оценок происходящего в стране стало меньше. Как это понимать? Мы действительно идем на поверхность? Или продолжаем задыхаться в подводной лодке, из которой никуда не деться?



Экономика легла на дно: как это понимать


Остановимся подробнее на аналитике ВЦИОМ: 71% опрошенных отвечают, что все нормально, хорошо и даже отлично, 24% — все плохо и ужасно. Напомним, что в апреле 2011 года позитивное настроение испытывали лишь 15% россиян.



С начала 2016-го у граждан немного прибавилось оптимизма по поводу будущего страны. Однако около половины респондентов (48%) до сих пор считают, что трудные времена еще впереди, 23% их переживают в настоящее время, и только 19% говорят, что все плохое осталось в прошлом. А ведь в июне 2014 года, когда последний кризис только разгорался, таковых было целых 42%.



Руководитель проектов управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Михаил Мамонов объясняет полученные результаты рядом причин. Происходит «рутинизация восприятия кризиса», то есть эмоциональность оценки негативных явлений в экономике ослабевает. Население адаптировалось к экономическим трудностям, вот и выдает положительные показатели. Сезонный фактор также повлиял. Обычно с весны социальное самочувствие населения улучшается.



Итак, похоже, мы не всплываем, а по-прежнему находимся на дне. Только со временем приспособились к кризисной среде обитания, смирились с худеющими кошельками и, стиснув зубы, живем дальше. А куда денешься?



Уже давно беднеющие россияне перешли на покупки по промоакциям. Согласно исследованию социологической компании Nielsen, доля таких продаж в I квартале 2016 года достигла 46%, что на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.



Наивысшие показатели достигнуты в непродуктовой сфере. Так, по акциям продаются 75% кондиционеров для белья, 67% стиральных порошков, 63% средств для мытья посуды, 58% шампуней и 52% зубной пасты.



Догоняют сопутствующие товары и продукты. Рост цен на кофе достиг уровня подорожания зубной пасты — 52%. Около 50% показали соки, 43% — шоколад, 39% — газированные напитки, 29% — пиво и 23% — «молочка».



По словам эксперта по маркетингу Марины Лапенковой, Россия при сохранении текущей динамики через три-четыре года может занять первое место в Европе по покупкам всех видов товаров в рамках скидочных акций.



Вроде бы потребителю хорошо, но у процесса есть обратная сторона. При достижении 70% уровня таких продаж для производителя и ретейлера наступает «точка невозврата». Покупатели вообще откажутся приобретать товары без скидки. Значит, скоро вся торговля вообще схлопнется?



Покупательское поведение понятно. Какой смысл переплачивать, ведь реальные доходы падают, а все кругом только дорожает, включая сами скидки. Возьмем, к примеру, жидкое средство для стирки белья (1 л). В конце марта базовая цена была 235 рублей (со скидкой — 139), а в мае оно подорожало до 255, и скидка, соответственно, до 178 рублей. То есть по промоакции товар подорожал на 39 рублей (или на 28%). На экономию нет и намека.



И это по каждой позиции «сопутки». По подсчетам «МК», подорожание в среднем с начала года в столице составило 20–25%. А вот у Росстата получилась другая цифра — только 4,6%. А впрочем, может, они подсчитывали стоимость минимального набора, включающего зубной порошок, хозяйственное мыло и однослойную туалетную бумагу серого цвета? Тогда все сходится.


Финансовый кризис. Хроника событий


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)