» » ЦБ и Минфин заставят стать институтами развития

ЦБ и Минфин заставят стать институтами развития

29-02-2016, 16:01

Владимир Путин сменил главу Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (ВЭБ). Вместо Владимира Дмитриева, который возглавлял ГК 12 лет, назначен зампред Сбербанка и бывший кадровик ЮКОСа Сергей Горьков. Впрочем, ничего неожиданного в этом нет. Конечно, дыра в бюджете ВЭБа, по данным СМИ, составляет до 1,3 трлн рублей. Но это последствия выполнения госзаказов, связанных с Олимпиадой в Сочи и приобретения в свое время активов на Украине. Проблема в другом. Чуть ли не все так называемые институты развития (к ним принадлежит и ВЭБ), которых, по подсчету президента, уже более двух десятков, превратились, опять же по его словам, в «помойки с плохими долгами». И нуждаются в «чистке». То есть деньги на рост государство дает, и немало, а ВВП продолжает падать.



ЦБ и Минфин заставят стать институтами развития


Не секрет, что в России успешным и эффективным может быть только ручное управление. Это доказано буквально столетиями существования нашего государства. Другое дело, что далеко не все правители принимали соответствующие вызовам времени решения. Иначе не было бы у нас столько революций.



Внедрение в систему госуправления в «нулевых» годах институтов развития вначале принимали буквально на ура. Как-никак часть бюджетных денег пошла не на проедание чиновниками и обездоленными, а на стимулирование экономического роста. Создали их немало. Вместе с региональными структурами вообще более 200. Казалось бы, сейчас можно было бы стричь купоны. Ан нет — ВВП стремительно сокращается. Почему?



Ответов довольно много. Но главный — структура экономики. Она, под стать «ручному» политическому управлению, является сверхмонополизированной государством. В ней нет места здоровой конкуренции, зато коррупция просто процветает. И отдельными посадками губернаторов тут ничто не исправишь.



По разным оценкам, государственными активами в России являются сейчас от 50% до 70% ВВП. Явный перебор. До 2003 года, по данным ОЭСР, государство владело лишь 20% национальной собственности.



Славу богу, это дошло и до Кремля. Объявлена массовая приватизация нефтяных компаний и госбанков. Но кто их в условиях кризиса и западных санкций купит?



Самое время вспомнить об институтах развития. Но не тут было. Возьмем для примера «Роснано».



1 июля 2015 года Следственный комитет возбудил уголовное дело о растрате 220 млн рублей из средств этой госкорпорации в отношении трех экс-руководителей: главы корпорации Леонида Меламеда, его бывшего зама Андрея Малышева и бывшего финдиректора Святослава Понурова. Следствие полагает, что 220 млн рублей госкорпорация выплатила незаконно частной компании за фактически не оказанные услуги. На самом деле эти деньги якобы являлись «золотым парашютом» ушедшего в отставку Меламеда.



При этом «Роснано» давно демонстрирует свою неэффективность. В 2014 году чистый убыток корпорации составил 14,57 млрд рублей при выручке в 6,3 млрд. Данных по прошлому году пока нет. Совсем недавно банкротом был признан завод «Роснано» по производству литий-ионных аккумуляторов. «Лиотех» заработал в декабре 2011 года как СП «Роснано» и китайской Thunder Sky Group. Общий объем инвестиций составил 14,8 млрд рублей, но завод так и не вышел на проектную мощность. В 2013 году из проекта вышел китайский партнер. Теперь завод не может расплатиться по долгам. Зато глава «Роснано» Анатолий Чубайс на новогоднем корпоративе похвастался, что у компании «очень много денег».



В условиях углубляющегося кризиса деньгами разбрасываться невозможно в принципе. Трудно сказать, заменят ли Чубайса более эффективным менеджером, как Дмитриева. Важнее другое. Явно институты развития проредят, и очень серьезно. Дело в том, что многие из них бюджетные деньги держат на депозитах коммерческих банков вместо их реального использования. Минфин уже предупредил, что в этом году эту практику прекратит. Для начала все их депозиты переведут в Федеральное казначейство, а 1 июля все не использованные вовремя средства вернут в казну.



Впрочем, есть и вдохновляющие примеры. Так, учрежденный только в прошлом году в рамках федерального бюджета Фонд поддержки промышленности, которому выделили всего-то 20 млрд рублей, собрал, во-первых, уже более 700 млрд рублей заявок, а во-вторых, на его средства успели построить и первый завод.



Дальше — больше. ЦБ за последние два года выделил под льготные 6,5% до 300 млрд рублей на знаковые промышленные проекты.



Однако все равно получается замкнутый круг. У коммерческих банков нет дешевых кредитов. А без этого нет роста. Экономику душит госмонополизм. Приватизация буксует. Остается только финансирование отдельных проектов ЦБ и Минфином. Но правительство Дмитрия Медведева заметных средств в экономику не вкладывает. В ответ ВВП продолжает падать. Явно нужны прорывные решения. Которых нет.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)