» » Арт-удар. В Нью-Йорке проходит масштабная выставка украинских художников

Арт-удар. В Нью-Йорке проходит масштабная выставка украинских художников

28-12-2015, 22:53
Арт-удар. В Нью-Йорке проходит масштабная выставка украинских художников

29 картин восьми современных украинских художников в самом сердце Нью-Йорка – это не фантазия, а реальная выставка.

Проект New Perspectives, включающий работы Михаила Деяка, Анны Валиевой, Артёма Волокитина, Татьяны Малиновской, Николая Маценко, Степана Рябченко, Романа Минина и Олега Тистола, по праву можно назвать беспрецедентным: за все годы независимости ещё никогда украинские художники не были так массово представлены в столице современного мирового искусства, пишет Анна Давыдова в №50 журнала Корреспондент от 18 декабря 2015 года.

«Раньше отдельные художники участвовали в каких-то проектах, но впервые именно украинская галерея организовала там выставку, – рассказывает Максим Волошин, владелец киевской галереи Мистецька збірка. -- Хотя да, когда-то была выставка, которую организовывал Марат Гельман, но это было не в Институте, а в обычной галерее, меньше авторов, да и вообще это была скорее политика, чем арт, так как экспозиция состоялась сразу после Оранжевой революции».

О каком Институте речь? Об Украинском институте Америки, одном из влиятельнейших профильных культурных центров, расположившемся на так называемой Музейной миле или Миле миллионеров на Пятой Авеню – прямо напротив знаменитейшего Метрополитен-музея.

Дом, в котором размещается Институт, называется Fletcher-Sinclair Mansion и входит в топ-10 самых красивых особняков Нью-Йорка. В конце XIXвека его построили по заказу банкира и железнодорожного инвестора Исаака Флетчера.

В 1917-м Флетчер передал дом и свою коллекцию искусства стоимостью $ 2 млн Метрополитен-музею, а три года спустя, создав фонд им. Флетчера, руководство музея продало особняк нефтняному магнату Гари Синклеру.

Затем, в 1930-м, владельцем дома стал аристократ Август Стайвесант, а после его смерти в 1953 году удивительной красоты здание, построенное в духе французского Ренессанса с включениями готики, купил украинец Вильям Джус.  

Украинский Генри Форд

Владимир Джус, выходец из Галичины, эмигрировал в США в 1913-м – 18-летний парень без образования и с $ 25 в кармане. Подучив язык и «перекрестившись» в Вильяма, он устроился на завод по производству безопасных бритв, где неожиданно раскрыл в себе инженерные таланты: уже в 1918 году он подал свой первый патент относительно усовершенствования работы на токарном станке.

Вскоре Вильям перепрофилировался в автомеханики и получил патент на вентилятор для автомобильного радиатора – фактически, первый механизм воздушного охлаждения для машин. Во времена Великой депрессии дела у Джуса шли очень плохо, он закрыл свой гараж и пошёл обычным механиком на AmericanAirplaneandEngineCompany. Именно там он придумал принципиально новую гайку, которая не раскручивается под действием воздушных потоков: это было по-настоящему революционное изобретение для тогдашнего авиастроения.

Компания AmericanAirplane пыталась отобрать у Джуса его изобретение, но инженер-самоучка сумел отстоять свои права в суде и в 1932-м открыл собственную фирму Dzus по производству его авторских креплений для самолётов.

Джус стал миллионером, создал сотни рабочих мест (на которые, к слову, в первую очередь брал украинцев), а в 1948 году основал Украинский институт Америки, для которого в 1955-м приобрёл тот самый особняк Fletcher-Sinclair Mansion.

«Институт очень дорожит своей репутацией, поэтому организовать там что-то очень сложно. Много известных киевских арт-дилеров хотят сделать там проект, но пока это никому не удавалось», -- рассказывает Максим. «Мы вели переговоры два года, -- продолжает Юлия Волошина. – А непосредственно организация выставки заняла около шести месяцев».

По словам галеристов, выставка прошла с успехом: только на открытии было около трёх сотен людей, что совсем неплохой показатель. И среди гостей – очень большой процент американцев, не имеющих никакого отношения к украинской диаспоре. «Выставка была запланирована с 4 по 20 декабря, но в Институте хотят чуть-чуть обновить экспозицию – и продолжить её до февраля», -- говорит Юлия.

Супруги рассматривают этот проект как ещё один шаг к тому, чтобы позиционировать наше государство как культурную страну.

«Культура – один из ключевых факторов для того, чтобы страну знали и уважали в мире, -- считает Максим. --  США  сейчас – столица мирового искусства. Больше всего коллекционеров живёт в Нью-Йорке. И там, а не в Лондоне, ставится больше всего рекордов продаж. И в чём ещё один плюс Штатов: если ты делаешь что-то в любой стране Европы, то тебя всё равно воспринимают как эмигранта, а Америка – сама страна эмигрантов. К примеру, в МоМа [известнейшем музее современного искусства на Манхеттене] сейчас проходит персональная (!) выставка художника то ли из Ирана, то ли из Ирака. И проходит с большим успехом! То есть и для украинцев это вполне реально. Нужно только работать над этим -- просто так в МоМа не возьмут. Я говорил с известными дилерами, спрашивал, что они о нас думают, а те отвечают – мы вообще ничего о вас не думаем, потому что вас нигде нет: для начала просто начните выставляться  – мы даже не знаем, как оно выглядит это ваше украинское искусство».

Новые чемпионы

Галеристы уверены, что у наших художников есть коммерческий потенциал в США, и рассматривают выставку New Perspectives как успешный старт комплексного проекта по продвижению современного украинского искусства, рассчитанного на 5-10 лет. Но без меценатов не обойтись.

«Галерея, подобная нашей, если очень напряжётся, может сделать 1-2 таких проекта в год – это слишком затратно. Но если бы была меценатская поддержка, то могло бы быть 4-5 проектов в год, а это уже много, – объясняет Максим. -- К примеру, три в Америке, остальные – в Европе: в Берлине, Вене, Париже. И начался бы шум – ничего себе, украинское искусство и там, и там, и там! А почти все коллекционеры – они ведь «стаями» перемещаются: выставка в Майами – они все в Майами, выставка в Базеле – они все в Базеле, одни и те же лица. И если на пути своего следования они постоянно будут видеть украинское искусство, то поймут, что его кто-то продвигает, и что есть смысл обратить на него внимание».

«Нам нужна мода на поддержку культуры», -- согласна с супругом Юлия.

Обычно в Европе или США у подобных выставок, где много дорогостоящих перевозок, до полусотни меценатов.  Пускай каждый пожертвовал не такую уж большую сумму – пару-тройку сотен долларов, -- но его имя значится рядом с таким проектом, а это престижно. Увы, в Украине пока что меценатство трендом не стало.

«Нужен патриотизм нашего капитала, -- подчёркивает Максим. -- Почему бизнесмены едут и покупают Герхарда Рихтера и Джеффа Кунса, но игнорируют украинских художников? Да, я понимаю, что это хорошее вложение денег. Но если при правильном подходе вы будете вкладывать в украинских художников, делая тем самым их известными и престижными, то это будет куда более правильное вложение. Потому что незачем вкладывать в футболистов, которые стали чемпионами мира 20 лет назад, -- нужно вкладывать в новых чемпионов. Пабло Пикассо или Энди Уорхол – это уже чемпионы: если ты инвестор, ты на них не заработаешь много денег. А молодые украинские художники, если приложить усилия к их популяризации, действительно могут стать новыми звёздами».

***

Этот материал опубликован в №50 журнала Корреспондент от 18 декабря 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)