» » Нидерланды заплатят русскоязычным СМИ за «независимость»

Нидерланды заплатят русскоязычным СМИ за «независимость»

10-12-2015, 22:41

€1,3 млн выделено на спонсирование «независимых средств массовой информации», которые будут ругать российские власти

Нидерланды заплатят русскоязычным СМИ за «независимость»

Нидерланды выделяют на поддержку русскоязычных независимых СМИ €1,3 млн. Об этом говорится в официальном сообщении МИДа Нидерландов. В нем внешнеполитическое ведомство Нидерландов сообщает, что инициативу также поддержали Великобритания, США, Швеция, Германия и т.д. — государства ранее «договорились о совместной реализации различных рекомендаций» по укреплению независимых русскоязычных медиа. МИД Нидерландов указывает на то, что «поддержка не направлена против России», а только «в пользу независимых средств массовой информации». Однако эксперты отмечают, что европейцы трактуют термин «независимый» однозначно — медиа, которые будут критиковать всё, что делают российские власти.

Как отметил министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс, чьи слова процитированы в официальном сообщении, «независимые и разнообразные СМИ являются важной предпосылкой демократического общества». По словам Кундерса, Нидерланды собираются поддержать работу свободных изданий, «не диктуя им, что они должны писать или транслировать». Реализовывать проект будут в том числе с помощью нидерландского фонда Free Press Unlimited, который будет заниматься поддержкой русскоязычных медиа, отмечается в сообщении МИДа.

Кундерс считает, что «независимая журналистика в русскоязычных странах находится в сложном положении» — якобы правительство России ведет жесткий контроль над журналистами и СМИ. При поддержке нидерландского государства, отмечается в официальном сообщении, русскоязычные издания смогут самостоятельно контролировать свои действия.

Нидерланды в этом году уже выделили €500 тыс. Европейскому фонду за демократию (EED) на проведение исследования русскоязычных СМИ. Как сообщает МИД, эксперты фонда выяснили, согласно исследованию, что «Кремль усиливает контроль над СМИ — не только в РФ, но и в других русскоязычных странах».

Напомним, что ранее в отчете комитета по иностранным делам палаты общин Великобритании сообщалось, что телеканалы РБК-ТВ и «Дождь», сотрудничая с английской ВВС, «доставляют нужную МИД Великобритании информацию российской аудитории». Власти же Нидерландов могли оказывать существенное влияние на редакционную политику «Новой газеты» — в 2012 году «Новая газета» наряду с интернет-изданием «Кавказский узел» получала прямую господдержку от правительства этой страны.

Список предыдущих получателей средств, а также слова представителей МИД Нидерландов объясняют термин слова «независимый» — деньги будут выделены тем, кто постоянно критикует российские власти. Эксперты отмечают, что власти США и ЕС используют «мягкую силу» для продвижения национальных интересов под видом образовательного, культурного и информационного сотрудничества с организациями в РФ.

— Сумма, которую собираются выделить Нидерланды в поддержку русскоязычных СМИ, незначительная, — считает политолог Владимир Брутер.

По его словам, Нидерланды просто хотят отчитаться перед своими единомышленниками из ЕС о том, что совершили вклад в поддержку демократии в мире. Брутер сомневается в том, что СМИ, которым собираются выделять деньги зарубежные власти, действительно окажутся свободными.

Телеведущий Владимир Познер считает, что гранты, выделенные иностранными государствами, не могут свидетельствовать о том, что СМИ от кого-либо зависит.

— К подлинно независимым СМИ можно отнести общественные телевидение и радио — у таких медиа нет хозяев, а существуют они за счет слушателей и зрителей, которые выделяют средства, в том числе добровольно, — говорит Познер. — К таким СМИ можно отнести британский телеканал BBC, который существует за счет потребителей. Жители Великобритании, имеющие телевизор, обязаны ежегодно совершать взнос в размере ?120. Деньги поступают непосредственно на счет BBC. Такие СМИ вызывают больше доверия, поскольку не работают ни на власть, ни на частного владельца.

Познер напомнил, что в РФ 2 года назад появилось Общественное телевидение России (ОТР), но оно зависит от власти, потому что гендиректора назначает президент страны.

— Таким образом, этот телеканал не может считаться общественным, — заявил он.

Напомним, ОТР был запущен в мае 2013 года и задумывался как первый в России телеканал, который бы действительно финансировался бы телезрителями. Однако поступившие взносы от телезрителей оказались незначительными — за 10 месяцев работы каналу удалось собрать всего 2,2 млн рублей.

Сейчас ОТР живет за счет госсубсидий. Ежегодно он получает из бюджета около 1,5 млрд рублей.

По словам Познера, к независимым изданиям в России можно отнести лишь несколько изданий.

Председатель правления Института развития интернета Герман Клименко уверен, что нидерландские гранты получат только частные либеральные СМИ, которые постоянно критикуют действия российской власти. К изданиям либерального характера, по мнению Клименко, можно отнести, радио «Эхо Москвы», интернет-издания «Слон», «Медуза» и т.д.

— Издания, которые не поддерживают российскую власть, по мнению Запада, считаются независимыми, — говорит эксперт. — Уверен, что на получение грантов не могут претендовать финансируемые государством СМИ, например ВГТРК, а также частные издания, в числе которых и газета «Известия», — такие издания не критиковали власть за присоединение Крыма.

Глава Союза журналистов Москвы и главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев считает, что в условиях экономического кризиса владельцы СМИ готовы получать средства с Запада, чтобы выжить.

— Если структура, которая выделяет деньги, не политическая, если это просто меценаты, то такие предложения можно рассматривать, но с большой осторожностью, — заявил он.

Эксперт добавил, что ранее крупные структуры, выделявшие деньги на поддержку СМИ, в числе которых американский Фонд Сороса, продвигали в РФ определенные политические интересы.

В пресс-службе посольства Нидерландов в Москве не предоставили оперативного комментария. В МИД Нидерландов подтвердили информацию о выделении грантов и отметили, что получить подробную инструкцию по тому, как подать заявку, желающие кандидаты смогут, обратившись в фонд Free Press Unlimited. В фонде Free Press Unlimited не предоставили оперативного комментария.

Напомним, как ранее писали «Известия», посольство США в Литве с этого лета предложило для начинающих и опытных русскоязычных репортеров программу обучения в области журналистских расследований. Проект, рассчитанный на год (до 30 ноября 2016 года), так и называется: «Тренинг по расследовательской журналистике для противодействия российской коммуникации в странах Балтии». Успешным заявителям обещают грант в размере $500 тыс.

Уведомление о гранте было размещено от лица трех посольств, координировать проект будет литовское ведомство. В пояснении к проекту было заявлено, что его цель противопоставить «российской пропаганде и дезинформации» свой взгляд в российских СМИ.

Первый заместитель председателя комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Владимир Крупенников напомнил, что в Госдуме были приняты в первом чтении поправки в ФЗ «О СМИ», а также в КоАП, согласно которым СМИ обязаны сообщать в Роскомнадзор, являющийся федеральным органом исполнительной власти, информацию о зарубежном финансировании.

— За непредставление такой информации предполагается штраф на должностных лиц до 50 тыс. рублей, а на юрлиц — на сумму, полученную из-за рубежа, — говорит он.

Депутат считает, что потребители должны знать, кем финансируется СМИ: люди будут понимать, чьи интересы зищищает или продвигает издание.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)