» » Мнение: Как из свинофермы сделать место популяризации оперы

Мнение: Как из свинофермы сделать место популяризации оперы

19-11-2015, 16:18
Мнение: Как из свинофермы сделать место популяризации оперы

Общеевропейская тенденция превращения провинциальных городков в культурные точки добирается и до Украины.

Не так давно в маленьком городке неподалёку от Берлина одна женщина взяла и организовала… оперную сцену в помещении бывшей свинофермы, пишет Патрик Фёль, основатель и руководитель Сети культурного отдела Берлина, в колонке, опубликованной в №45 журнала Корреспондент от 13 ноября 2015 года. Причём сделала это настолько красиво и профессионально, что сегодня меломаны из столицы специально ездят туда на концерты.

Эта инициатива, поначалу казавшаяся странной, в итоге дала новую жизнь малоизвестному городку. А ещё благодаря ей местные жители, которым до оперы никогда не было дела, потихоньку знакомятся с искусством, начинают лучше его понимать: из чего-то элитарного, далёкого, недоступного и чуждого оно превращается в привычную часть их жизни. 

То, что именно мелкие городки становятся ключевыми точками культурных трансформаций, – общеевропейская тенденция, которая начинает проявлять себя и в Украине 

То, что именно мелкие городки становятся ключевыми точками культурных трансформаций, – общеевропейская тенденция, которая начинает проявлять себя и в Украине. К тому же там обычно есть много хороших неиспользуемых помещений, к примеру старые фабрики, заброшенные вокзалы или та же оставленная свиноферма, и благодаря культурным мероприятиям они могут обрести вторую жизнь.

Тот факт, что уровень культуры и образования в провинции намного ниже, чем в мегаполисах, очевиден. И, как показывает опыт Германии, один из путей решения этой проблемы – децентрализация. Точнее даже, децентрализованная децентрализация, как мы её называем. Это означает, что в городах, являющихся центрами регионов, есть хорошо развитая культурная инфраструктура – театры, музеи, клубы, которыми могут пользоваться для своих целей городки-спутники. Такая конструкция работает наиболее эффективно.

Сегодня я – один из экспертов проекта Гёте-Института в Украине Культурно-образовательная академия. Наш метод состоит в привлечении к процессу культурного развития региона людей из разных сфер – искусства, политики, общественной деятельности. Вместе они способны взглянуть на проблему с разных сторон и предложить комплексные решения.

Актуальным примером того, как это работает, может служить Жмеринка. Возможное развитие её культурной сферы – субпартнёрский проект с немецким городом Нойруппином. Программа очень большая, рассчитана на пять-десять лет и состоит из мелких конкретных проектов - они будут реализовываться постепенно. Мы уже провели воркшоп, на котором с нами целый день проработал мэр Жмеринки, обещавший всячески поддерживать наш проект.   

Что касается денег, то в данном случае мы будем обращаться к немецким фондам: для старта нужно не так уж много – € 5-10 тыс. А в дальнейшем подобные проекты предполагают смешанное финансирование: поскольку государство обычно средств на них не выделяет, нужно привлекать меценатов, различные организации и фонды.

Сегодня в мире наблюдается три главных тренда развития культурной среды – культурное образование, культурный туризм и креативные индустрии. И стимулировать эти направления важно на уровне как больших городов, так и провинции

Сегодня в мире наблюдается три главных тренда развития культурной среды - культурное образование, культурный туризм и креативные индустрии. И стимулировать эти направления важно на уровне как больших городов, так и провинции. Возьмём, к примеру, музей в каком-нибудь областном центре: чтобы он стал культурной платформой, а не просто местом хранения пыльных экспонатов, он должен генерировать какие-то инициативы, проводить мероприятия, привлекать людей к диалогу и таким образом влиять на культурное развитие региона.

Сейчасу нас есть четыре проекта, отвечающих самым актуальным запросам общества не только Украины, но и Центральной Европе в целом. Это развитие культурной сферы маленьких городов, таких как Жмеринка, разработка цифровой платформы для нужд культуры,  создание физической платформы, например на базе существующих музеев, а также неких резиденций, где могли бы встречаться и работать менеджеры и деятели культуры.

Украина пойдёт по тому же пути, но сначала должны появиться люди с идеями и желанием это делать. А во-вторых, нужны модераторы – те самые профессиональные менеджеры культурной сферы, способные наладить коммуникацию между всеми участниками процесса

В Германии общество, государство и культурные менеджеры давно и плотно работают вместе. И у нас очень часто инициатива подобной коммуникации исходит именно «снизу» - от сёл, городков, федеральных земель. Думаю, Украина пойдёт по тому же пути, но сначала должны появиться люди с идеями и желанием это делать. А во-вторых, нужны модераторы – те самые профессиональные менеджеры культурной сферы, способные наладить коммуникацию между всеми участниками процесса.

Украина, как и Германия, - страна с богатой культурной историей, где живут представители многих народов. Мультикультурализм – огромное преимущество, которое можно использовать для создания нового имиджа страны. Но успеха не добиться без диалога между центром и регионами, государством и обществом. А ещё без желания людей на местах что-то делать - проявлять инициативу, принимать решения, нести за них ответственность и просто самостоятельно действовать.

***

Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 13 ноября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)