» » Авторские отчисления распределят на основе спроса

Авторские отчисления распределят на основе спроса

2-11-2015, 06:27
Авторские отчисления распределят на основе спроса

Всероссийская организация интеллектуальной собственности, которая занимается сбором вознаграждения за публичное исполнение и сообщение в эфир музыки, в ноябре 2015 года запустит онлайн-сервисы для правообладателей и для пользователей — магазинов, ресторанов и проч. Об этом сообщил «Известиям» гендиректор ВОИС и Российского союза правообладателей (РСП) Андрей Кричевский. По его словам, в правила Минкульта об аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе будут внесены изменения, по которым не менее 75% вознаграждения нужно будет распределять на основании фактических данных об использовании.

В авторских обществах сетуют на недостаток отчетов

Речь идет о распределении суммы свыше 6 млрд рублей: 4,6 млрд рублей в год собирает РАО, 1 млрд — ВОИС, 2,7 млрд — РСП, 15-35% сборов они оставляют на обеспечение работы центральных офисов и представительств по стране. Эти организации действуют на бездоговорной основе, то есть все заведения (и поставщики техники в случае РСП), которые не имеют прямых договоров с правообладателями, должны платить РАО, ВОИС и РСП. Последняя организация занимается сбором 1% от ввозной стоимости импортируемой электроники и носителей, с помощью которых россияне могут копировать контент в личных целях.

— По закону мы распределяем вознаграждение правообладателям на основании фактических и статистических данных. Главное для нас во всей этой истории — достоверные сведения об об использовании тех или иных произведений, чтобы дать правообладателям реалистичные данные, а значит, более точно определить размер причитающегося вознаграждения. Идея в том, чтобы гонорары распределялись не на основе сторонних чартов, статистики и отчетов, составленных по ощущениям пользователей, которые могут занижать данные. 80-90% заведений вообще не присылают отчетов, — говорит Андрей Кричевский. — Сейчас Минкульт разрабатывает поправки в положение об аккредитации, одним из критериев ее выдачи будет техническая возможность распределять не менее 75% вознаграждения по фактическим данным. РСП, например, заказывает раз в месяц у [многопрофильной IT-компании, специализирующейся на интернет-безопасности] Group IB и других аналогичных компаний отчеты о том, что реально скачивают россияне в интернете. Мы презюмируем, что скачивание в определенном смысле соотносится с частным копированием.

К подобным активным действиям Минкультуры, которое отвечает за сферу авторских и смежных прав, и аккредитованных им менеджеров подтолкнуло летнее поручение президента о повышении прозрачности работы авторских обществ, а также последние инициативы Минкомсвязи. В этом августе министерство опубликовало проект поправок в Гражданский кодекс, которые упраздняют внедоговорное управление правами — и лишают широких полномочий РАО, ВОИС и РСП. На этом фоне последние заявляют о готовности удовлетворить давно предъявляемое правообладателями требование — о прозрачности выплат, ведь для этого появились технические возможности. Напомним, до этого в 2015 году Минкультуры и авторские общества не убедили Минкомсвязи и правообладателей в необходимости ввести механизм «глобальной лицензии», она бы отменила договорное регулирование авторских прав в интернете, в состав коммуникационных тарифов включались бы контентные сборы, а распределение вознаграждения, кстати, тоже планировалось на основе анализа скачиваемости контента.

РСП оставят 1%, РАО и ВОИС ждет конкуренция

По словам Кричевского, прозрачность, в частности, для ВОИС обеспечат фактические данные интернет-сервиса с фоновой музыкой, который будут наполнять контентом сами правообладатели. Для них упростится система регистрации принадлежащих им прав в каталоге, будет меньше бумажной волокиты, а данные об использовании можно будет получить в реальном времени в личном кабинете на сайте, обещает собеседник.

— Электронный каталог пока наполняется, в нем будет более 50 тыс. произведений. С запуском интернет-плеера тарифы для пользователей не изменятся, для типичного небольшого кафе в среднем по России это чуть более 3 тыс. рублей; все 17 тыс. наших пользователей смогут пользоваться интернет-плеером бесплатно. Для этого мы закупили и продолжаем закупать сервера. Всех сразу пользователей мы не обслужим, планируем довести долю пользователей, которые подключены к плееру, до 75%, — сказал Кричевский. — Формат запией — *.mp3. Пользователь сам сможет выбрать, что какой контент ему необходим, навязывать плейлисты не будем.

Кричевский сообщил, что на данный момент ВОИС ведет переговоры с ОАО «РЖД» и его пассажирской «дочкой» ФПК — обсуждается, что на 2016 год договоры будут заключены уже исходя из использования интернет-сервиса, так как значительная доля поездов дальнего следования оснащена WiFi. Скорее всего, поменяется система оплаты песен на вокзалах и в поездах: тариф отвяжут от выручки, ВОИС будет получать в зависимости от фактически исполненных фонограмм.

Замглавы департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Арсений Недяк в разговоре с «Известиями» сообщил, что его министерство приветствует любые механизмы повышения прозрачности распределения авторских отчислений, и собственно на это и направлены представленные в августе поправки в ГК. Он отметил, что скоро законопроект в доработанном виде будет выставлен на общественное обсуждение вновь, с учетом правок. Так, на основании поступивших мнений экспертов и бизнеса предварительно решено, что для сбора 1%-ного сбора с импортеров электроники нужно оставить одну организацию, так как этот сбор носит, скорее, не гражданско-правовой, а фискальный характер.

Вместе с тем, продолжает Недяк, в управлении авторскими правами нужна конкуренция, и в новой версии законопроекта предполагается закрепить обязательное соответствие управленцев комплексу требований (сами требования будут перечислены либо в рамках этого законопроекта, либо подзаконного акта). Соответствие организаций критериям будет определять одно из контрольно-надзорных ведомств.

Бесплатная музыка вне закона — свободные лицензии не заработали

Плееры для бизнес-клиентов представлены с 2000-х годов за рубежом — Pandora, SiriusXM, Spotify Business, последний проект в мае 2014 года запущен в Швеции в результате сотрудничества мирового лидера музыкального стриминга Spotify и фирмы Soundtrack Your Brand.

В России похожий проект обеспечения легальной музыкой сферу услуг и торговли организовал в 2012 году томский рекламщик и ресторатор Дмитрий Пангаев, он создал сервис «Бубука», первоначальные вложения в стартап составили 8 млн рублей, из них 900 тыс. рублей дал фонд Бортника, 500 тыс. томские власти. Тарифы «Бубуки» ниже тех, что предлагает ВОИС — 1500-2500 рублей в месяц, и имеют меньше переменных, но в каталоге из 20 тыс. композиций от российских исполнителей пара тысяч треков, и отечественных звезд нет, сказал Пангаев «Известиям».

По данным базы «Спарк», выручка компании в 2013-м составила 2,8 млн рублей, в 2014-м — 6 млн рублей, чистая прибыль — 101 тыс. и 31 тыс. рублей соответственно. Хотя 2015-й ранее «Бубука» планировала закончить с выручкой в 50 млн рублей, по факту проект выйдет на уровень в районе 20 млн рублей, сообщил Пангаев.

— Официальным сборщикам авторских отчислений давно было пора сделать и онлайн-систему мониторинга прав, и плеер, — говорит он. — Они этим сейчас занимаются не в последнюю очередь из-за нашей активности, правда, только процентов 15 заведений вообще хоть кому-нибудь платят. Чем крупнее город, тем эта доля выше, но в населенных пунктах с менее чем 200 тыс. человек легальной музыки, по сути, нет. По плеерам — в России сейчас с десяток более-менее заметных решений, их отношения с ВОИС довольно напряженные. Так, у нас недавно был успешный суд в Нижегородской области: ВОИС подала иск против клиента, и «Бубуку» пришлось привлечь третьей стороной, мы предоставили все документы.

Число точек общепита (основная клиентура) в кризис сократилось на 30%, оценивает Пангаев. В том числе поэтому «Бубука», сотрудничающая в основном с несколькими европейскими лейблами, недавно открыла представительство в Турции (в этом совместном предприятии ей пришлось договориться о разделении прибыли 50/50, российским представителям компания оставляет 20%) и получила первые заказы от местных торговых центров. Компания давно планировала выйти и рынок Евросоюза, но до сих пор изучает варианты. Пангаев отметил, что правообладатели всегда хотят максимальной прозрачности, и до конца года «Бубука» представит им функционал, который даст отслеживать в реальном времени, в какой точке мира играет трек; также «Бубука» перейдет на систему фиксированных отчислений индивидуальным авторам, с которыми есть договор, — 5-30 копеек за каждое проигрывание.

Как вообще экономному владельцу кафе не платить никому — и крутить фоновую музыку с интернет-ресурсов, которую сами авторы на таких порталах, как Jamendo.com, пометили как разрешенную для коммерческого воспроизведения? На этот вопрос Пангаев отвечает «никак», потому что в России фактически не признаны свободные лицензии: закон не интересует источник сигнала и по-прежнему требует от бизнесменов документально оформленные права на музыку. Дело в том, что свободные лицензии хотя и были в 2014 году признаны Гражданским кодексом (ст. 1286.1), но создание специального российского реестра было отдано на откуп Минкультуры — регистр до сих пор не готов, это же подтверждает омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов (общественный омбудсмен при управомоченном при президенте по защите прав предпринимателей).

— Никакого реестра не нужно, все могут работать через сайт Creative Commons [некоммерческая организация Creative Commons систематизировала и формализовала виды свободных лицензий], там как раз в основном музыкальные лицензии, а портал Jamendo.com, о котором вы сказали, работает тоже по Creative Commons. И единственные, кто мешает реализации свободных лицензий России, — это Минкультуры и Суд по интеллектуальной собственности, который, как и РАО, считает, что сначала любые права нужно отозвать у РАО, а затем ими можно управлять кому-то другому. Наличие аккредитации у РАО и ВОИС априори дает им право вмешиваться. Отзыв же прав и особенно свободных лицензий противоречит Бернской конвенции, — сказал омбудсмен.

Касательно идей и Минкульта, и Минкомсвязи Семенов скептичен:

— Зачем менять положение об аккредитации, если лицензии уже недавно выданы на 10 лет? Поправки будут через 10 лет работать? Кому они нужны? Обратной силы эти нормы иметь не будут. И почему 75%? Представьте, вы едете на машине, в трех случаях вы врезались в чьи-то машины, а в четвертый раз врубился кто-то еще, а платите все равно вы. Три раза вы ударили сами, а четвертый оплатили просто так. Нравится такая логика? Эти 25% нужно будет вернуть пользователям, раз технологии не до конца соответствуют, — рассуждает Семенов. — Относительно законопроекта Минкомсвязи: меня не звали на обсуждение этого проекта, я предлагаю сесть и все обсудить. Проблему нужно решать иначе: нужно разделить регулирование по правообладателям-получателям средств — по юрлицам и физлицам. Сейчас все запутано специально, чтобы никто ничего не понял. Такие структуры, как РАО, должны заниматься социальным страхованием граждан-правообладателей, как негосударственный пенсионный фонд, и именно поэтому они созданы в виде общественных организаций. А юридическим лицам вовсе не нужно, чтобы их правами кто-то управлял, это не бедные пенсионеры.

Источник, близкий к Минкультуры, на это указал, что поправка о 75% в постановление правительства от 2007 года заработает в следующем году, и будет распространяться на уже аккредитованные организации, так как вопрос относится не к гражданско-правовым или уголовно-правовым, а к сфере административного права. Оперативный комментарий Минкультуры получить не удалось.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)