» » Банкиры пожаловались зампреду правительства на ФМС

Банкиры пожаловались зампреду правительства на ФМС

13-10-2015, 22:00
Банкиры пожаловались зампреду правительства на ФМС

Банковское сообщество обратилось к зампреду правительства Аркадию Дворковичу с жалобой на Федеральную миграционную службу (ФМС). Национальный совет финансового рынка (НСФР) пишет, что у банков нет возможности оперативно проверять подлинность паспортных данных клиентов при приеме их на обслуживание, чего требует «антиотмывочный» закон 115-ФЗ.

Банки должны проверять на подлинность паспорт при идентификации клиентов в рамках любых операций, включая открытие вклада, выдачу кредита, обмен валюты и денежные переводы (по двум последним операциям — на сумму свыше 15 тыс. рублей). Требование по проверке паспортов клиентов на сайте ФМС для банков введено в марте 2014 года (поправками ЦБ в положение «Об идентификации клиентов ...», которое выпущено в рамках 115-ФЗ). За неисполнение требований для банков предусмотрены штрафы: сотрудники банков могут быть оштрафованы на 10–30 тыс. рублей, а сам банк — на 50–100 тыс. рублей. Еще один вид наказания для нарушителей по положению — приостановление отдельных операций, поэтому банки стараются все-таки проверять паспорта.

В письме зампреду правительства НСФР пишет, что у банков возникают проблемы с проверкой подлинности паспортов — в частности, из-за неполноты базы ФМС и нестабильности работы сайта службы.

«Поэтому банки вынуждены использовать перечень недействительных паспортов, загруженный в автоматизированные банковские системы до даты отключения доступа к сервису сайта ФМС России, который в период отсутствия доступа к указанному сервису становится неактуальным и не может рассматриваться как официальный источник подтверждения информации о действительности паспортов, что приводит к нарушению требований 115-ФЗ, — говорится в письме НСФР. — Сервис ФМС России характеризуется нетехнологичностью, невозможностью обрабатывать большие объемы запрашиваемой информации, а также недостатками содержательного характера (ошибки, опечатки, несовпадение данных сервиса с данными паспорта). Также в ряде случаев информации о запрашиваемом паспорте банки получают ответ: «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится».

Но такой ответ, по словам Емелина, не означает, что паспорт является недействительным.

— В таких случаях для получения юридически значимой официальной информации ФМС России рекомендует банкам обращаться в свои территориальное подразделение, что исключает возможность проведения в этом случае идентификации клиента непосредственно при совершении операции. Более того, на странице сервиса «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте ФМС России содержится информация о том, что «данный сервис является информационным, предоставляемая информация не является юридически значимой». Соответственно, сервис ФМС России не может быть эффективно использован для целей борьбы с отмыванием доходов и финансирования терроризма, — говорит Емелин. — Банки, которые не могут проверить подлинность паспортов россиян, чаще всего отказывают им в обслуживании, опасаясь санкций регулятора. Столкнувшись с «паспортной проблемой» в конкретном банке, гражданин уже вряд ли перейдет к нему на обслуживание, и это в условиях ужесточения конкуренции за клиентов.

В письме сказано, что по распоряжению правительства №1320-р от 9 июля 2015 года ФМС должна была подключиться к СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия), к ней уже подключены ФНС, Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС.) С помощью СМЭВ банки могут получать ИНН, предоставленные в банки, у ФНС. Информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) — у ПФР. Действительность номера ОМС — в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. Источник, близкий к ФМС, сообщил, что госорганы должны были подключиться к СМЭВ до 9 октября, но служба этого еще не сделала.

1 октября 2015 года на площадке НСФР состоялось совещание, посвященное упрощению для банков возможностей идентификации клиентов. В нем приняли участие представители ПФР, ФНС, Минкомсвязи, ФМС, ЦБ, ФСКН, крупные банки. Замначальника департамента государственных услуг ПФР Ирина Николаева на мероприятии сообщила, что сервис ПФР для упрощенной идентификации уже выведен в СМЭВ и доступен для использования банками; сервис ФНС тоже заработал. На совещании выступил и замначальника управления информационных технологий ФМС России Григорий Гладковский.

— Информационный сервис «Проверка действительности паспорта», функционирующий на официальном сайте ФМС России, носит исключительно неофициальный характер и изначально не был предназначен для юридически значимого использования, — заявил «Известиям» Гладковский. — С 1 октября 2015 года сервис ФМС размещен в СМЭВ, и банкам для работы с ним необходимо скорректировать свои IT-программы. Банки, которые решили/решат в ближайшее время этот вопрос, смогут воспользоваться двумя услугами: 1) проверка подлинности паспорта гражданина; 2) соответствие ФИО гражданина номеру паспорта.

В то же время один из участников встречи на условиях анонимности рассказал, что банки всё равно не могут воспользоваться данными ФМС через СМЭВ: миграционная служба не прислала банкам так называемые спецификации — то есть параметры изменения IT-систем для работы с сервисом ФМС в СМЭВ. Источник говорит, что фактически проблема не решена. Зампред НСФР Александр Наумов считает необходимым снять обязанность проверки паспортов на сайте ФМС и через СМЭВ с банков, заменив его правом на такую проверку — пока все технические проблемы проблемы не будут решены.

Помощница Аркадия Дворковича Алия Самигуллина от комментариев отказалась.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)