» » Битва правительства с нефтяным лобби: Медведев пошел на бензиновую уступку

Битва правительства с нефтяным лобби: Медведев пошел на бензиновую уступку

6-10-2015, 22:00

Правительство согласно сделать еще одну уступку нефтяникам: переход на бензин класса Евро-5, скорее всего, будет перенесен с 2016 на 2017 год. Дмитрий Медведев на совещании в Нижнем Новгороде мотивировал готовящееся решение «непростой ситуацией» в экономике. А глава Минэнерго Александр Новак предупредил о возможном дефиците: поскольку модернизация НПЗ затягивается, высококачественного топлива в случае введения запрета может на всех не хватить.

Чиновники рассчитывают, что взамен нефтяники не будут сильно возражать против манипуляций с экспортной пошлиной: это последний шанс хоть чуть-чуть прикрыть гигантскую брешь в бюджете.

Битва правительства с нефтяным лобби: Медведев пошел на бензиновую уступку

Экономический блок правительства потерпел окончательное поражение в споре за пересмотр формулы НДПИ и теперь вынужден искать дополнительные источники для финансирования дефицита бюджета. «Только в нашей стране нефтяные компании позволяют себе шантажировать государство при попытках увеличить налоговое бремя. На Западе в этом случае они сокращают операционные издержки!» — в сердцах говорит глава Минфина Антон Силуанов.

На совещание в Нижний Новгород глава финансового ведомства не приехал. Как, собственно, и руководитель «Роснефти» Игорь Сечин, выступивший его главным оппонентом. (Напомним, что главный «добытчик» страны посоветовал правительству для затыкания дырок в бюджете не забирать ресурсы из реального сектора экономики, а наращивать заимствования.)

Теперь чиновники экономического блока рассчитывают закрыть брешь в бюджете за счет манипуляций с экспортной пошлиной: в следующем году она должна была снизиться с 42% до 36%. Но Минфин и Минэкономразвития предлагают осуществить снижение не в полном объеме: каждый выторгованный процент даст государству 37 млрд руб. Нефтяники, естественно, против.

Их основным аргументом, как известно, являются инвестиционные программы. Мол, если изъять у компаний рублевые излишки, они не смогут наращивать добычу и развивать сопутствующие производства. Во вторник представители отрасли пытались доказать Дмитрию Медведеву, что они митингуют не зря: деньги, заработанные на продаже нефти, действительно вкладываются в предприятия, выпускающие качественное моторное топливо. Если в 2011 году в России производилось всего 0,5 млн тонн бензина класса Евро-5, то сейчас — более 31 млн тонн. За 4 года в модернизацию производств было вложено 823 млрд руб. «Это огромные деньги!» — согласился Медведев.

В Нижнем Новгороде премьер поучаствовал в запуске очередной установки глубокой переработки нефти: она даст еще более 1 млн тонн высококачественного бензина в год.

Зная любовь ДАМа к современным технологиям, нефтяники не стали заморачиваться красными ленточками и символическими пусковыми кнопками. Медведеву достаточно было коснуться ладонью планшета, чтобы процесс очистки начался. Основными потребителями нижегородского топлива станут Москва и Московская область: там Евро-5 давно уже заправляют не только рядовые автовладельцы, но и государственные перевозчики. Например, в столице на этом бензине ездят почти 100% городских автобусов.

— Волнуетесь за налоговый маневр (так на чиновничьем языке называются манипуляции с экспортной пошлиной. — «МК»)? — поинтересовался у выстроившихся в центре управления рабочих ДАМ. — Сейчас решим. Надеюсь, что при любом раскладе развитие компании продолжится...

— Нужно поддержать отрасль, пока она еще жива, — загорячился директор завода.

— Позвольте, в каком смысле «еще жива»? У нас все отрасли живы! Даже сельское хозяйство! — обиделся премьер.

По планам Правительства Россия должна была полностью перейти на бензин Евро-5 с 2016 года. Но, как выяснилось на совещании, нефтяники не успели вовремя завершить модернизацию всех НПЗ. «Если со следующего года ввести запрет на более низкокачественное топливо, то может возникнуть дефицит в объеме от 3,8 до 1 млн тонн», — предупредил министр энергетики Александр Новак. По его мнению, переход на Евро-5 нужно отложить еще на год (до 1 января 2017 года) и одновременно повысить акциз для Евро-4 — это будет стимулировать компании, не успевшие переоборудовать заводы, выполнять свои обязательства. Медведев согласился с этим предложением, напомнив, что использование топлива низкого экологического стандарта — это удел бедных стран. «Перенос сроков модернизации НПЗ — это не бесконечный процесс!» — предупредил он.

Манипуляцию с экспортной пошлиной обсудили за закрытыми от прессы дверями. Если ее, как предлагает Минфин, оставят на нынешнем уровне, государство сможет рассчитывать на 190 млрд руб. дополнительно. Это, конечно, в три раза меньше, чем планировалось получить за счет пересмотра формулы НДПИ. Но, как говорится, с лихой овцы хоть шерсти клок... Все тайное станет явным уже в среду, когда Дмитрий Медведев проведет итоговое заседание комиссии по бюджетным проектировкам.

Читайте материал: Дмитрий Медведев проиграл очередную битву. На этот раз нефтяникам



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)