» » Рынок эвакуации автомобилей могут монополизировать

Рынок эвакуации автомобилей могут монополизировать

1-10-2015, 06:46
Рынок эвакуации автомобилей могут монополизировать

Всем попавшим в ДТП автомобилистам при автоматическом срабатывании аварийного вызова системы ЭРА-ГЛОНАСС наряду с машиной скорой помощи и полицией будет по умолчанию выслан эвакуатор от стартапа «Все эвакуаторы России» — этот агрегатор развивается под крылом госфонда — Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Соответствующее соглашение будет подписано 1 октября между некоммерческим партнерством ГЛОНАСС и ООО «Все эвакуаторы», рассказали «Известиям» в обеих организациях. Напомним, с 2015 года все впервые сертифицируемые автомобили, а с 2017 года — все новые автомобили в России обязаны быть оборудованы системой экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

— У нас с компанией «Все эвакуаторы России» планируется совместное оказание помощи на дорогах. Клиентами сервиса станут как автопроизводители, которые предлагают такой сервис для гарантийных автомобилей, так и владельцы транспортных средств, которым понадобится помощь в пути. Данный проект — первый пример реально действующего коммерческого сервиса на основе инфраструктуры системы ЭРА-ГЛОНАСС. Мы уверены, что подобные услуги в ближайшее время станут драйвером рынка применения навигационных технологий на транспорте, — сообщил «Известиям» Александр Гурко, президент НП ГЛОНАСС (федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности; отвечает, в частности, за реализацию программы ЭРА-ГЛОНАСС).

Подробнее о совместном проекте рассказал Глеб Ерохин, основатель сервиса «Все эвакуаторы России» (агрегирует предложения от частных эвакуаторщиков и компаний, за комиссию предоставляет им заказы).

— В 2014 году мы провели техническую стыковку между системой ЭРА-ГЛОНАСС и нашим сервисом эвакуаторов, что позволило обмениваться голосовыми сообщениями, то есть звонить непосредственно на терминал ЭРА-ГЛОНАСС в автомобиле и получать его местоположение в случае серьезного ДТП или по желанию самого клиента — когда он самостоятельно нажимает на кнопку вызова ЭРА-ГЛОНАСС, — рассказал Ерохин.

По его словам, эвакуаторы будут отправляться на место ДТП автоматически, потому что предполагается, что экстренное срабатывание ЭРА-ГЛОНАСС связанно с серьезным повреждением автомобиля — как минимум срабатыванием подушек безопасности. Ерохин гарантирует, что речи о навязывании услуг не идет и автомобилист сможет отказаться от услуг приехавшего эвакуатора.

— В случае ДТП мы получаем сигнал автоматически без фильтрации сall-центра. Если уже на месте водитель говорит, что его автомобилю не требуется эвакуация, ничего страшного — это те риски, которые мы на себя берем. Если же водитель сам нажимает кнопку ЭРА-ГЛОНАСС (к примеру, у него кончился бензин, съехал на обочину или аккумулятор сел), то звонок поступает в сall-центр, а затем адресуется на нас, — сказал Ерохин. Собеседник рассчитывает, что автомобилисты будут заказывать и другие услуги компании через ЭРА-ГЛОНАСС: техпомощь на дороге, аварийного комиссара (помогает оформить ДТП для страховой компании) и «трезвого водителя».

Вторая часть сотрудничества заключается в обеспечении услуги эвакуации для клиентов автопроизводителей. Сейчас многие автокомпании в качестве программы лояльности к клиенту дарят для покупателей новых машин бесплатную эвакуацию на первые 3 года жизни новой машины. «Все эвакуаторы России» уже ведут переговоры с ГАЗом, КамАЗом, «АвтоВАЗом» и представительствами иностранных производителей о том, чтобы замкнуть на себе предоставление таких услуг.

ООО «Все эвакуаторы» не имеет своего парка эвакуаторов. Частные компании заключают с сервисом соглашения и принимают заказы в зависимости от удаленности от клиента. Выбор конкретного эвакуатора происходит так: в течение 5–10 минут определяются ближайшие свободные машины, им высылаются предложения. В ответ водители эвакуаторов присылают сумму, за которую берутся выполнить заказ. Фактически проходят торги. Побеждает тот, у кого наиболее оптимальное соотношение цены, рейтинга и времени прибытия к клиенту, пояснил Ерохин. Оператор берет себе до 20% от стоимости эвакуации.

Ерохин уклонился от вопроса о распределении доходов между НП ГЛОНАСС и «Все эвакуаторы России», отметив, что у них «равноправное партнерство». По различным оценкам, суммарный годовой объем рынка коммерческой эвакуации составляет 3 млрд рублей, партнеры рассчитывают занять до 30–40% рынка в течение нескольких лет. В Москве средний ценник на эвакуацию легкового автомобиля составляет 2–3 тыс. рублей.

ГЛОНАСС давно поставлена задача коммерциализации. В 2014 году Гурко объявлял, что в течение последующих 3 лет планируется перейти от госфинансирования программы ЭРА-ГЛОНАСС самофинансированию за счет коммерческих услуг. Всего в ЭРА-ГЛОНАСС было инвестировано из российского бюджета более 4 млрд рублей. В НП ГЛОНАСС рассчитывают, что ежегодно этот проект поможет спасти не менее 4 тыс. жизней в год. В Европе аналогичный проект называется eCall, в США такая же система реализована на базе службы «911», эвакуаторы к службам не привязаны.

Компании, занятые на рынке дорожного сервиса и эвакуации, по-разному оценили эту новость, один из крупнейших игроков рынка — Российское автомобильное товарищество (РАТ) поддержало заключение соглашения и хочет от НП ГЛОНАСС аналогичных условий. РАТ на текущий момент является партнером сервиса «Все эвакуаторы России».

— Безусловно, мы также планируем стать одним из сервис-провайдеров, предоставляющих профессиональные услуги помощи на дороге и эвакуации, используя возможности инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС, коммерческая привлекательность подключения к которой будет расти с увеличением оснащенности транспортных средств этими терминалами, — отметили в пресс-службе РАТ.

Небольшие частные конторы делают ставку на клиентскую базу, которую сформировали за годы работы.

— На наш бизнес это особо не повлияет, потому что они («Все эвакуаторы». — «Известия») будут предлагать услуги непонятно каких эвакуаторщиков. Ответственность, как оператор, они нести не будут. Постоянный клиент останется с нами. Люди вряд ли выберут эту компанию, — заметил сотрудник фирмы Evacuator177.

Заместитель гендиректора «Русского автомотоклуба» (РАМК) Андрей Барсуков убежден, что конкуренты не смогут за счет объединения с ЭРА-ГЛОНАСС захватить рынок.

— По статистике, ежегодно в России случается более 20 млн поломок автомобилей всех марок (включая прокол колес, разряд аккумулятора, и т.п.), а также около 5 млн ДТП (примерно в 150 тыс. из них требуется услуга эвакуатора). При этом, например, поисковых запросов в «Яндексе» и Google по данной тематике не более 5 млн в год. Получается, что более чем в 2/3 случаев автовладельцы либо решают возникшие проблемы самостоятельно или с привлечением друзей, либо обращаются по контактам служб, которые у них уже были записаны. Исходя из этого, можно смело утверждать, что объем обращений за техпомощью и эвакуацией через систему ГЛОНАСС не будет значительным, — рассказал Барсуков.

Говоря об угрозе монополизации рынка, Барсуков выразил уверенность, что любое обращение в Федеральную монопольную службу (ФАС) любого из участников рынка может положить конец монополии в случае ее появления. В ФАС не смогли предоставить «Известиям» оперативный комментарий.

ООО «Все эвакуаторы» зарегистрирована в технопарке в Набережных Челнах (Татарстан). Согласно данным базы СПАРК, за 2013 год она получила убыток 881 тыс. рублей, 44,26% фирмы принадлежит Юрию Ерохину (отец основателя компании Глеба Ерохина), 7,53% акций держит Павел Ковшаров (инвестирует в IT-компании), 48,2% акций владеет ФРИИ — российский фонд венчурных инвестиций для IT-стартапов, учрежденный Агентством стратегических инициатив. Собственно, ФРИИ и занимается активным продвижением проекта «Все эвакуаторы России». В ноябре 2013 года этот стартап был представлен Владимиру Путину наряду с другими проектами фонда. Идея президенту понравилась и еще тогда было принято решение внедрить сервисы дорожной помощи при вызове службы «112», МЧС и ЭРА-ГЛОНАСС.

— Это один из первых удачных прецедентов работы большого бизнеса и стартапов, — сказал «Известиям» Евгений Борисов, директор по развитию ФРИИ. — Мы будем дальше развивать эту практику в других отраслях, связывая бизнес со стартапами.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо зайти на сайт под своим именем. Или войдите с помощью одной из соц.сетей.
Комментарии (0)